– Аварии происходят в результате безответственных, неграмотных и непрофессиональных действий исполнителей. Это преступная халатность, которую мы будем выжигать каленым железом. Многие пойдут под суд, будут наказаны рублем. У нас регулярно повышается зарплата, мы тратим значительные средства на обучение и улучшение условий труда, но все это, как оказывается, не приносит должного эффекта. Пора от коллективной ответственности переходить к персональной, – заявил руководитель Северной железной дороги.
Василий Билоха отчитался перед журналистами об итогах работы магистрали в прошлом году. Предприятие не смогло выполнить план по объемам перевозок, есть проблемы с производительностью труда. Если в среднем по России на участках железной дороги поезда идут со скоростью 40 км в час, на Северной магистрали этот показатель всего 36,5.
Только в январе СЖД впервые за последние месяцы уложилась в плановые показатели, увеличив перевозки на 2,1 процента. Начальник назвал работу дороги удовлетворительной.
Министерство путей сообщения РФ согласовало сумму инвестиций для Северной железной дороги – 6,2 млрд. рублей, хотя руководители предприятия просили 10 – 12 миллиардов. Эти деньги будут потрачены на латание главных «дыр» – оздоровление путевого хозяйства, развитие станций и узлов, инвестиции в энергетику (многие мощности работают уже более 40 лет), закупку локомотивов и поездов (в планах – приобретение двух современных электричек). Сейчас износ основных фондов дороги составляет 63,7 процента при среднем показателе в отрасли 57,4. При этом износ верхнего строения пути достиг 84,5 процента, тепловозов – 70,7, электровозов – 60,2, пассажирских вагонов – 65,2 процента.
В этом году СЖД будет отмечать 135-летний юбилей. Василий Билоха намерен встретить эту дату трудовой вахтой всех подразделений предприятия, чтобы «показать ветеранам, что новое поколение железнодорожников стремится достичь показателей работы прошлых лет». Действительно, СЖД есть к чему стремиться: если в 1988 году дорога перевозила 408 тыс. тонн грузов в сутки, то в 2002-м – только 162 тысячи. Железнодорожникам, кроме упорного труда, обещано также очередное повышение зарплаты – в планах чуть ли не на 30 процентов. Сейчас средний доход работника СЖД составляет 7 тыс. рублей в месяц (у машинистов некоторых депо – 11 – 12 тысяч).
Что касается взаимоотношений с регионами и местными властями, начальник дороги заявил: предприятие будет настаивать на стопроцентной компенсации убытков на пригородные перевозки. Тарифы на проезд в этих поездах в текущем году будут еще раз повышены – в связи с ростом доходов населения.
Реконструкция вокзала Ярославль-Московский будет продолжена, но она, как оказалось, требует гораздо больших средств, чем планировалось.
В этом году СЖД намерена также вложить около 250 млн. рублей в хоккейный клуб «Локомотив» – этот вопрос решен министром путей сообщения, хотя, по словам начальника дороги, такие расходы – «тяжелое бремя для предприятия и всей системы железных дорог».
Прежний начальник СЖД Владимир Петров сейчас работает представителем Министерства путей сообщения РФ при СЖД и, как заявил Василий Билоха, дает новому руководству полезные и конструктивные советы, к которым прислушиваются.