– Раньше я показывал гостям только второй этаж, – сказал мне, открывая дверь в производственное помещение, директор МП «Ярославльводоканал» Александр Аниськин. – Вниз, в цех химической подготовки, посторонних лучше было не водить. Теперь и здесь завершаем ремонт.
В тамбуре еще работали маляры, а сам цех встретил нас новыми, блестящими кафелем полами и стенами. А когда по винтовой лестнице поднялись в зал фильтрации, чистота и эстетика отделки помещения просто поразили. И только металлические заклепки на емкостях фильтров-отстойников, какими раньше клепали корпуса судов и мостовые фермы, выдавали более чем солидный возраст станции.
В этом году на ЦВС отметили сразу два юбилея: 120-летие ярославского водопровода и 65 лет самой станции. Она была введена в эксплуатацию в 1938 году на месте дореволюционной водокачки, построенной в 1915-м между железнодорожным мостом и селом Таборы, бывшим тогда городской окраиной. Поскольку более ранних сооружений городского водопровода не сохранилось, то центральную водопроводную станцию можно считать действующим музеем ярославского «Водоканала».
По сравнению с более современной северной водопроводной станцией, первая очередь которой введена в 1956 году, а вторая – в 1969-м, центральная – просто малютка. Но тем не менее от ее работы зависит надежное водоснабжение населения всего центра города: Кировского, Ленинского и частично Заволжского районов. А относящаяся к ней станция технической воды в Полушкиной роще производительностью 226 тысяч кубометров в сутки обеспечивает химически очищенной водой весь северный промышленный узел.
С этой самой старой в городе станции в канун юбилея «Ярославльводоканала» и началась очередная реконструкция и техническая модернизация обширного ныне водопроводно-канализационного хозяйства областного центра. Необходимость коренного обновления этой важнейшей структуры жизнеобеспечения города назрела давно.
Когда в 2000 году Александр Аниськин был назначен директором, износ основных фондов предприятия составлял 60, а моральный износ – 100 процентов.
Угроза ограничений подачи воды населению, ухудшения ее качества становилась все более реальной. И дело было не только в недостатках работы прежнего руководства, но и в отношении общества к проблеме. Предприятие финансировалось по остаточному принципу и находилось на грани банкротства, а тариф на воду для населения при этом составлял всего 25 копеек за куб.
– Сегодня я чувствую моральное удовлетворение от того, что за последние четыре года с помощью мэрии и администрации области коллективу удалось переломить обстановку, – поделился в беседе со мной Александр Алексеевич. – Мы смогли не только приостановить износ основных фондов, но и снизить его с 60,4 до 53,4 процента. Улучшение водоснабжения Ярославля стало одной из важных составных частей областной программы «От выживания к благополучию». Эта программа помогла нам принять меры по стабилизации финансово-хозяйственной деятельности.
Мэрия и муниципалитет, оценив ситуацию, приняли единственно правильное решение: вместо тарифов, установленных «от достигнутого», нам устанавливают планово-расчетный тариф. То есть закладывают в него средства не только на поддержание водопроводно-канализационного хозяйства в рабочем состоянии, но и на профилактику: плановую замену оборудования, труб, арматуры.
Если раньше ситуация диктовала нам порядок действий, то есть мы успевали лишь латать дыры от аварии до аварии, то теперь начинаем управлять ситуацией. И одновременно снижаем нагрузку на местный бюджет, где и без того не хватает средств на благоустройство, расселение аварийного жилья, ремонт дорог.
В 2001 году мы затратили на ремонт и модернизацию оборудования 155 млн. рублей собственных средств, в 2002-м – уже 180 миллионов, в этом году будет израсходовано примерно столько же своих средств, а из городского бюджета мы потратили только 6 миллионов.
Тема ухудшения качества питьевой воды сейчас активно обсуждается в ходе предвыборных дебатов. И мало кто знает истинное положение дел. На всех трех водопроводных станциях бактериальной угрозе поставлен надежный щит. Вместо двухслойных фильтров из песка и керамзита устанавливаются фильтры с антрацитом, более активно впитывающим загрязнения.
А на центральной водопроводной станции мне показали самую последнюю новинку – акустическую установку. С помощью ультразвука повышается эффективность очистки воды хлором, а стало быть, его требуется меньше для обеззараживания, что не только улучшает качество питьевой воды, но и позволяет экономить приличные средства на реактивах.
– Теперь мы можем гарантировать – и пробы на это указывают, – что до самых вводов в дома наш продукт соответствует санитарному стандарту, – утверждает Александр Аниськин. – Мы учитываем и то, что внутридомовые сети наши строители и коммунальщики часто делают не по правилам, из соображений экономии ставят вместо пластмассовых, латунных или стальных оцинкованных трубы из черного металла. Они обрастают, дают вторичное загрязнение. Поэтому мы на станциях стараемся чистить воду даже тщательней, чем предусмотрено стандартом, чтобы компенсировать это вторичное загрязнение.
Протяженность сетей водопровода, относящихся к компетенции «Ярославльводоканала», составляет почти тысячу километров. Нормативами предусмотрена ежегодная замена 20 километров сетей. Четыре года назад удавалось заменять только 9 километров в год. Но затем разрыв стал сокращаться. В 2001-м заменили 12 километров, в 2002-м – 15, в нынешнем году – 16 километров. Как видно, до норматива еще далековато. Но спешить и экономить на материалах – не выход из положения. Для увеличения темпов обновления этого обширного хозяйства нужны большие финансовые ресурсы. Ведь даже при замене 20 километров в год целых полвека уйдет на реконструкцию сетей. А на повестке дня еще и завершение строительства новой водопроводной станции «Воздвиженье» в Заволжье мощностью 100 тысяч кубометров в сутки. Только с ее пуском появится резерв мощностей водоснабжения, необходимый городу для поочередного планового вывода в капитальный ремонт оборудования и сооружений старых станций.
Вот в связи с чем возникла необходимость найти инвестиции в коренную модернизацию водопроводного хозяйства.
– На это нужны колоссальные средства, – говорит Александр Алексеевич. – И мы их должны получить единовременно, чтобы не допустить новых долгостроев, каким оказалась третья очередь городских очистных сооружений, введенная нами в этом году в эксплуатацию только после 15 лет с начала строительства. Мы можем выделять из своих средств 200 млн. рублей в год, а требуется как минимум 650.
Поступали предложения повысить тариф на воду для населения в три раза и обойтись своими средствами. Но этот путь также не сулит нам быстрого получения необходимой суммы, что означает долгострой и связанный с этим перерасход средств и сил. Поэтому мы настояли на кредите.
Подписано кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития. Чтобы выплачивать проценты и обслуживать этот кредит, мы вынуждены будем ежегодно повышать тарифы на воду, но не в разы, как предлагают некоторые, а постепенно, так же как вынуждены это делать в связи с инфляцией все другие поставщики ресурсов – электроэнергии, газа, нефтяного топлива.
Будет плановое повышение тарифов в соответствии с федеральными стандартами. Сейчас для населения кубометр воды стоит 3 рубля 5 копеек. За исключением Ивановской области, где очень низкий уровень доходов населения, в центральных областях России это самый небольшой тариф.
На заемные средства в МП «Ярославльводоканал» должны заменить магистрали, первый и второй водоводы от северной до южной водопроводной станции, проложить трубы до Сокола, чтобы дать городу возможность вести активное жилищное строительство.
Финансовое оздоровление муниципального предприятия – не единственный ключ к повышению надежности и качества водоснабжения. Большие изменения произошли и в укреплении кадрового состава, и в улучшении психологического климата в коллективе. Александр Аниськин выразил это в короткой формуле:
– Не секрет, что раньше считали – потребитель для нас. Теперь четко усвоили – мы для потребителя.