На нее были приглашены не только представители одного из самых крупных в стране холдингов, в котором трудится чуть менее 1 процента из всех трудоспособных россиян, но и представители средств массовой информации со всей России: от Камчатки до Калининграда и от Норильска до Северного Кавказа.
– Я против реформы, – такое парадоксальное заявление сделал председатель РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, отвечая на вопрос представителей СМИ о необходимости затеянной по его инициативе реструктуризации последней из унаследованных от советской экономики всероссийских монополий.
– Когда нет реформ, каждый может работать спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне, в стабильности своих доходов, в сохранении своей должности и повышении по службе. Мы же с большим трудом, преодолевая массу препятствий, проводим реформирование отрасли, результатом которого станет ликвидация холдинга и, соответственно, всех руководящих должностей, включая должность председателя и его заместителей. Сами лишаем себя работы. Поэтому реформы нужно делать тогда, когда их нельзя не делать.
– И мы реформируем РАО исключительно в ваших интересах – населения страны, чтобы покончить с монополизмом и за счет конкуренции в отрасли остановить рост тарифов, заинтересовать энергетиков в более эффективной работе, в снижении издержек.
Полному и объективному изложению сути и задач реформирования электроэнергетики, сравнению российской прог-раммы с зарубежными, итогам антикризисного менеджмента энергохолдинга за последние пять лет, финансовому обеспечению строительства и вводу новых мощных гидроэнергетических и тепловых станций были посвящены доклады председателя правления РАО « ЕЭС России» и его заместителей Михаила Абызова, Вячеслава Синюгина, Якова Уринсона. А член правления РАО Леонид Гозман, отвечающий за работу с органами власти и общественностью, откровенно и с присущим ему юмором поделился с собравшимися сложностями изменения в более адекватную сторону сложившегося в прессе и общественном сознании образа РАО ЕЭС как некой хищной монополии, империи зла.
О причинах негативного отношения населения, прессы, некоторой части политиков к компании и к нему лично говорил и председатель правления.
– Почему нет такой неприязни к другим крупным компаниям: нефтяным, газовым, еще более ответственным за рост цен на энергоресурсы? – задал он вопрос в своем коротком докладе. – Потому, что в экономике России нет сопоставимой с нами компании. Уникальная по масштабам и сложности преобразований реформа реализуется в отрасли, которая является жизнеобеспечивающей. Причем в нашем случае речь идет о компании, которая ежедневно, ежечасно обеспечивает своей продукцией каждое юридическое лицо и каждого гражданина в стране. И мы сознаем эту ответственность.
За последние годы РАО ЕЭС прошла очень непростой путь. С 1991 по 1998 год происходило ухудшение ситуации в отрасли. Оно проявлялось и в состоянии основных фондов, увеличении их износа. Это было связано и с экономическим положением, когда в компании последовательно накапливались неплатежи. Объемы неплатежей к 1998 году достигали 500 млрд. рублей. Мы жили в режиме, когда реально деньгами оплачивалось лишь 15 процентов нашей продукции. Остальное – ватниками, валенками, простынями, компьютерами или просто ничем. Все это создало ситуацию, когда энергетика попала в нарастающую волну банк-ротств. В 1998 году 20 крупнейших юридических лиц – энергосистемы и федеральные электростанции находились в процедуре банкротства. Начались массовые забастовки энергетиков, голодовки в знак протеста против задержки зарплаты, на некоторых предприятиях за год, на других – за полгода.
Вот с чем столкнулась в 1998 году наша команда новых менеджеров, пришедших в РАО ЕЭС. Мы должны были с самого начала ухватиться за самое главное звено, чтобы вытащить всю цепь проблем.
Этим звеном и оказалось вызвавшее бурю отрицательных эмоций у потребителей – руководителей предприятий–перепродавцов энергии, промышленников и даже глав регионов – наведение порядка с оплатой за потребленные энергоресурсы. Но не могла российская элект-роэнергетика выжить и тем более развиваться в условиях, когда за потребленные энергоресурсы можно было платить, а можно и не платить. Это была массовая и совершенно открытая позиция, которая нормально воспринималась в стране, где многим не платили зарплату или выдавали бартером. Но банкротство даже десятков и сотен предприятий невозможно сравнивать с разрушением отрасли, являющейся основой экономики и жизнеобеспечения всего населения.
В компанию были приняты 60 тысяч новых работников сбыта, и перед ними поставлена задача, чтобы ни один киловатт-час электроэнергии не выдавался бесплатно кому бы то ни было. Генеральных директоров региональных компаний, допустивших это, увольняли.
Таким образом удалось постепенно покончить с откровенным воровством электроэнергии и казнокрадством. Общий объем теневого финансового оборота, связанного с бартером, неплатежами, с оплатой за энергоресурсы черным налом в 1998 году оценивался примерно в 4 миллиарда долларов. И все это было сметено. Силы, которые, на взгляд Анатолия Чубайса, хорошо наживались на бесплатной энергетике почти десятилетие, и мутят воду до сих пор, приписывая компании грехи коммунальщиков, не подготовивших дома к зиме, глав регионов, не заготовивших в достатке топливо.
Начиная с 2000 года, компания вышла на стопроцентную оплату продукции деньгами. Теперь отключения неплательщиков, за которые энергетиков в основном и атаковали, свелись к единичным случаям и, как заявил на конференции Яков Уринсон, отныне невыгодны самому энергохолдингу, так как непоставка продукции – это неполученная компанией прибыль. Более полная оплата, реальная тарифная политика позволили компании полностью выполнить свои обязательства перед поставщиками газа, угля, мазута, начать модернизацию и обновление основных фондов.
Одновременно с восстановлением финансирования отрасли за эти пять лет с немалым трудом проведены через Госдуму и подписаны президентом основные законы о реформировании электроэнергетики, без которых вслед за финансовым ей грозил системный кризис. Ибо невозможно выжить нерыночной структуре в стране, вставшей на рыночный путь развития.
Реформа стартовала сразу после принятия законов. Созданы Системный Оператор и Федеральная сетевая компания, которые позволят при выводе генерирующих мощностей в самостоятельные АО сохранить единую энергетическую систему страны. Начаты корпоративные процедуры реорганизации в 32 АО-энерго и, наконец, 1 ноября начались торги электроэнергии и мощностей на свободном рынке. И они наглядно показали, что цены на свободном рынке дешевле, чем те, которые устанавливает государство.
Исчерпывающие справки и документы о результатах работы РАО «ЕЭС России», о планах дальнейшего реформирования отрасли и вводе новых мощностей были розданы каждому участнику конференции.