Где-то такое уже было. Конечно, опыт печально известных финансовых пирамид все еще живуч в предвыборных технологиях. Под народом же, как видно, их заказчики и исполнители понимают армию клонированных Леней Голубковых. Неужели накопленный опыт предыдущих выборов и последующих реалий нашей жизни еще ничему не научил? Думаю, что действительность уже расставила все по своим местам, и люди способны отделять зерна от плевел.
Как правило, истинный патриот, кто действительно любит свою Родину и свой народ, не кричит об этом, а просто делает настоящее дело, не прося за это награды или высокого поста. Поэтому предстоящие выборы будут моментом истины для страны и даже осмелюсь предположить их историческую значимость, некую новую точку отсчета в развитии России. Если удастся подтвердить полномочия тех немногих настоящих людей дела, которые способствовали прогрессу в прежние годы, и расширить их ряды, сделав правильный выбор седьмого декабря, то Россия не потеряет перспективы стать великой державой. Если не удастся, то последствия будут катастрофическими. К счастью, свою ответственность за правильный выбор достойных депутатов хорошо осознают большинство жителей Ярославской области, о чем свидетельствуют социологические опросы.
Времени на застой, на пассивное ожидание эффективных перемен больше нет. Это особенно ощущается и у нас в Совете Федерации – представительном собрании российских регионов. Ведь, несмотря на отмечаемый правительством страны экономический рост, главным показателем стабильности развития служит все-таки рост доходности, благополучие каждого региона.
Сейчас же мы имеем довольно печальную картину. По прог-нозам на 2004 год регионов-доноров, то есть имеющих доходы выше расходов, будет всего 25, а дотационных – 64. Не может же благополучие всей страны базироваться на доходах меньшинства. Тем более, что большая часть прибыльных регионов формирует свои поступления в бюджет от добычи природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа. Но по оценкам экспертов, при существующих темпах добычи нефти в России хватит максимум лет на 50, а газа – всего на 70. Поэтому главная надежда – на позитивный пример республик, областей и краев, настойчиво развивающих обрабатывающую промышленность, прогрессивные технологии, науку, другие сферы, базирующиеся на интеллекте человека, а не на безжалостной эксплуатации природы.
Отрадно подчеркнуть, что свое стабильное положение сохраняет Ярославская область. И это при том, что список доходных регионов России постоянно меняется, а в последние годы определилась тенденция к сокращению их количества. В чем же причина успеха? Именно успеха, с учетом проводимой Правительством РФ финансовой политики централизации бюджета, при которой федеральный центр забирает себе наиболее легко собираемые налоги, а регионам остаются доходы от налогов с плохо прогнозируемыми поступлениями. Межбюджетные отношения заметно перекошены. К примеру, закладываемая в проекте на 2004 год доля доходов региональных бюджетов в доходах консолидированного бюджета РФ не превышает 44 процента. Это прямое нарушение статьи 48 Бюджетного кодекса, устанавливающей минимальный порог в 50 процентов. При этом на места отдаются наиболее ответственные расходные обязательства, так же как все возрастающие зарплаты бюджетникам и наиболее тяжелые социальные выплаты.
Но даже в непростых условиях Ярославская область показывает хорошие результаты. У нас второе место в Центральном федеральном округе по объемам промышленного производства в расчете на душу населения и четвертое по объемам инвестиций. За период 2000 – 2003 годов объемы производства в промышленности выросли в 2,3 раза. В сельском хозяйстве и розничной торговле – в 1,8 раза. В бюджет области поступило более 700 млн. рублей дополнительных налоговых платежей. В результате Ярославской области присвоен рейтинг кредитоспособности группы А. Это означает, что у региона высокая финансовая надежность с позитивными перс-пективами. По денежным доходам на душу населения область занимает 28-е место из 89 в Российской Федерации, а по отношению денежных доходов к потребительским расходам – 19-е. Весьма неплохие данные, особенно с учетом того, что эти доходы образуются не от добычи природных ресурсов, а от реального производства при высокой плотности жителей. Казалось бы, зачем надрываться, пусть область будет дотационной, и живи себе спокойно, без напряжения, пользуйся бюджетными дотациями. Но это означает поставить жирный крест на перспективах развития. Это означает замораживание или ухудшение жизненного уровня людей. Естественно, что такой путь для нас неприемлем.
При всех внешних и внутренних сложностях основная ставка должна делаться на последовательное развитие промышленнос-ти и сельского хозяйства области, повышение конкурентоспособности всех отраслей. Только так можно получить надежный бюджет, не зависящий от дотаций и акцизов. Одновременно не оставлять усилий для получения из центра положенных компенсационных выплат, искать новые источники доходов.
Результатов пока, конечно, меньше, чем нерешенных проб-лем, и хотя оснований для справедливой критики остается немало, ориентир избран верный. Управленческая команда област-ной администрации разработала и реализует долгосрочную стратегическую программу социально-экономических преобразований «От выживания к благополучию». Она направлена на выявление и стимулирование развития «точек роста», создание благоприятного климата для высокотехнологичных производств, так называемой «новой экономики». Стоит задача: поднять промышленность на качественно новый уровень, чтобы обеспечить достаточную для реализации социальных программ и расширения инфраструктуры области налоговую базу. Выгода для населения здесь очевидна. Сильные производства сами будут заинтересованы в людях. Ведь квалифицированные специалисты и рабочие – главное условие высокого качества продукции технологичных производств. Поэтому развитие интеллектуального потенциала – это развитие производства и повышение его отдачи и культуры. Это могут обеспечить только здоровые и материально обеспеченные люди. С другой стороны, развитая инфраструктура и благоприятные экономические условия привлекательны для инвестиций, для притока средств на нужды социальных реформ. Особенно это актуально с учетом масштабной пенсионной реформы, когда накопления людей надо будет вкладывать во что-то, приносящее реальную прибыль. Самое надежное – это устойчивые современные предприятия.
Плоды проводимой в области экономической политики мы уже наглядно видим на многих предприятиях. В качестве одного из примеров могу привести НПО «Сатурн», где мне доверено быть председателем совета директоров. За последние годы предприятию удалось существенно расширить производство, включиться в перспективные общероссийские программы, международную производственную кооперацию. «Сатурн» выиграл ряд тендеров, в частности, на поставку авиадвигателей для российского регионального самолета, активно проявил себя в оборонных задачах, решении проблем электроэнергетики. Точные акценты в производственных программах и планах сказались на экономических показателях, решении социальных вопросов коллектива. Убедительна динамика роста средней заработной платы, показатели вложений в реконструкцию и обновление производства. Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы увеличились только за 2002 год более чем в три раза. На социальные программы предприятия потрачено в текущем году свыше 60 млн. рублей. Разумеется, здесь заслуга работников и руководства объединения. Но без создаваемой администрацией области благоприятной среды трудно было бы достичь таких результатов.
Сегодня в целом по городу Рыбинску налицо заметное оживление производства. Возрождены и вышли на хороший уровень предприятия судостроения, наращивают объемы производители дорожной техники, полиграфических машин, электротехнических изделий, приборостроители. Уже 40 предприятий города являются экспортерами.
Значительная доля прогрессивных изменений обеспечивается найденным в области рецептом согласия между властью и бизнесом, переводящим их взаимодействие в плоскость решения общих задач и достижения общих целей на благо облас-ти. Подтверждение данного вывода можно найти в деятельности большинства областных управленческих структур, муниципальных округов, городов, множества предприятий.
Недавно прошел очередной съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором присутствовал и выступил с речью президент страны В. В. Путин. Красной нитью через весь форум проходила тема взаимоотношения государственной власти и бизнеса. Президент заметил: «Главный воп-рос для нас с вами сегодня – как нам вместе видятся наиболее эффективные пути развития экономики России? Это, конечно, укрепление института собственности, налоговая и административная реформы. Это – развитие финансовой, банковской сферы, реорганизация инфраструктурных монополий».
Обращение главы государства имеет значение не только для капитанов бизнеса или руководителей федерального уровня. Оно напрямую адресовано и управленческим кадрам на местах, выборным властным органам всех ступеней, широкому предпринимательскому сообществу. Только скоординированными, общими усилиями можно обеспечить увеличение темпов роста экономики, реальное развитие в России цивилизованного рынка, проведение экономически обоснованной, эффективной и социально-ориентированной хозяйственной политики.
В преддверии выборов необходимо подчеркнуть задачу качества будущих народных избранников, способных решать эти общегосударственные задачи, достойно проявить себя в законотворчестве. Будет оправданным поддержать те общественные силы, которые выступают с позиций консолидации общества, последовательности в осуществлении насущных реформ, социального благополучия граждан, экономического прогресса и укрепления авторитета России на мировой арене.
Помимо выборов в Государственную Думу, предстоит выбирать и губернатора Ярославской области. После того, как область добилась ощутимых перемен, когда создан фундаментальный задел на будущее, находится немало разных претендентов, чтобы воспользоваться этими результатами и спокойно себе губернаторствовать. Если же мы хотим сделать поступательное развитие необратимым, вывести регион на еще более высокий, качественно новый уровень, быстрее избавиться от недостатков, то никак нельзя менять реальные дела на голые призывы.
Не хотел бы, чтобы мое выступление расценивалось как предвыборная агитация. Я вижу свою задачу намного шире – призвать к кропотливой общей работе по активному развитию экономики и социальной сферы области во благо ее жителей.
Виктор ГЛУХИХ, член Совета Федерации ФС РФ.