К машине добродушные заводчане подвели заместителя министра промышленности, науки и технологий России Сергея Митина.
– Надо попробовать сесть в кабину, – посоветовали моторщики.
– Не надо, – ответил им заместитель министра. – Клебанов посидел, а его потом сняли. На это вы нас не купите.
Потом Сергею Митину показали еще четыре двигателя стандарта Евро-3, которые сейчас отрабатывают часы на испытательных стендах. Директор по развитию ЯМЗ Александр Васильев сообщил, что для серийного производства 20 тысяч таких двигателей в год (именно столько востребовано рынком) требуется 60 млн. долларов. Где взять такие деньги – большой вопрос, но то, что это крайне необходимо, понимают все.
– Это обязательные инвестиции, поскольку если мы эту работу не сделаем, то скоро потеряем рынок тяжелых автомобилей, – заявил Александр Васильев. – Если с 2006 года в России будет запрещено производство автомобилей с двигателями ниже стандарта Евро-3, а мы не сможем их выпускать, это будет серьезный удар по экономике завода.
Второй судьбоносный вопрос для «Автодизеля» – будет ли на предприятии запущено производство среднего дизеля емкостью литр на цилиндр, чей это будет проект и где взять деньги на его реализацию. Сегодня спрос на эти двигатели составляет около 100 тысяч моторов в год, а отечественного современного дизеля в России нет.
Проект серийной сборки и производства на базе ЯМЗ среднего двигателя итальянской фирмы «Ивеко», как признался Александр Юшкевич, новый глава холдинга «Руспром-авто», находится под вопросом, так как сейчас в сложном положении оказался «Фиат» – дочернее предприятие концерна «Ивеко». Поэтому на повестку дня возвращается ярославская разработка среднего дизеля – ЯМЗ-530. Организация серийного производства этого двигателя в объеме 50 тысяч моторов в год оценивается специалистами в 250 млн. долларов. Таких денег «Автодизель» самостоятельно не найдет.
Одной из палочек-выручалочек для ЯМЗ может стать новая союзная программа «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», которая вчера обсуждалась в Ярославле. Председатель союзного информационного агентства И. Макушок подчеркнул, что научные разработки ярославского двигателя будут оплачены из союзного бюджета. По его мнению, продвигать двигатель «Ивеко» – стратегически неверно. Предусмотрено, что союзный бюджет должен выделить заводам 1 млрд. рублей на научно-исследовательские и конструкторские работы.
Цель проекта – создание в России и Белоруссии современных производств двигателей и автомобилей, отвечающих экологическим требованиям стандартов Евро-3 и Евро-4, которые начнут действовать у нас в ближайшие годы. Новая программа предусматривает инвестиции в модернизацию производства российских и белорусских заводов в размере 35 млрд. рублей, из которых 14 миллиардов заводы должны будут найти самостоятельно, а 19 привлечь в качестве кредитов.
Заместитель министра промышленности РФ Сергей Митин подчеркнул, что союзная программа уже прошла все предварительные согласования.