Лучше быть богатой, чем красивой и бедной
Директор департамента экономического развития областной администрации Ирина Абросимова считает, что инвестиционная привлекательность региона во многом зависит от журналистов.
Она рассказала, что в середине 90-х годов один инвестор, прочитав местные газеты, спешно ретировался из Ярославля, бросив на ходу: «Вы пока недозрели до нашего проекта». Как оказалось, СМИ всего лишь правдиво описали тогдашнее экономическое положение, поведали о тотальных неплатежах, задержках зарплаты. Журналисты в ответ адресовали свои претензии чиновникам и бизнесменам: почему они зачастую не дают достоверную информацию о реализации инвестпроектов, ссылаясь на коммерческую тайну?
Пользуясь случаем, пресса тут же поинтересовалась у гендиректора ЗАО «Балканская звезда» Владимира Галагаева, действительно ли тот продает табачную фабрику. По Ярославлю давно уже ходят упорные слухи, что Галагаев вкладывает деньги в развитие предприятий стройиндустрии, потому что дела на «табачке» якобы неблестящи.
– Если невесте поступают предложения, – ответил на вопрос Галагаев, – то пока она не сделает выбор, никому ничего не скажет. Есть ли неподкупные люди? Нет. Важна цена вопроса.
Владимир Галагаев объяснил, почему большинство предприятий не хочет никого к себе пускать: «В хищнический этап развития бизнеса приход инвестора выглядел так: влезть, схватить долю, выкинуть прежнего хозяина».
А потому сейчас львиная доля капиталовложений в производство (более 60 процентов) – это средства самих ярославских предприятий. Но логика процесса, уверена Ирина Абросимова, приведет инвесторов в Ярославскую область. Сегодня нашим предприятиям не нужны деньги, требуется надежный иностранный партнер, готовый предоставить современные технологии.
Магазины строят, а заводы не хотят
– От инвесторов отбоя нет, – рассказала Ирина Абросимова, – но все хотят вкладывать деньги в одни и те же отрасли.
Одно время средства активно вкладывали в покупку сыро- и молокозаводов, сейчас скупают птицефабрики. Настоящий бум желающих построить торговые центры в Ярославле, хотя городу просто не нужно столько магазинов.
Но инвестор инвестору рознь. Участники пресс-клуба заметили, что одним словом «инвестиции» называют совершенно разные вещи: и привлечение кредитов, и выпуск предприятием облигаций, и продажу контрольного пакета акций новым собственникам. Между тем приход столичного инвестора во втором смысле слова может вызвать негативные последствия для региона, так как все налоги будут уходить в Москву.
– Нас недавно скупили москвичи, – признался гендиректор «Славича» Александр Дыма. – Но как скупили? Инвесторы приобрели дополнительно выпущенные акции предприятия на 10 млн. долларов и положили их на счет компании.
Дыма рассказал, что предприятия, расположенные на промплощадке компании, обеспечивают 70 процентов бюджета Переславля. Правда, доля самого «Славича» относительно невелика. Деньги «куют» три иностранные компании, в том числе фирма «Кодак».
На «Кодаке», кстати, трудятся в основном бывшие работники «Славича». Скоро на площадке компании откроется крупное американское предприятие по производству стройматериалов.
Владимир Галагаев заметил, что в области недостаточно активно создаются зоны промышленной застройки. По его мнению, инвестору нужно создать все условия для строительства новых заводов, законодательно обеспечив им определенный процент прибыли, в том числе и за счет ограничения конкуренции.