– Анатолий Павлович, какие параметры бюджета на 2004 год представлены в областную Думу? – Администрация представила в Думу проект закона о бюджете на 2004 год вовремя, точно в соответствии с законодательными нормами. Мы сразу же сообщили депутатам, что пока можем направить им материалы, которые необходимы для принятия закона о бюджете в первом чтении: общие размеры доходов (6,3 млрд. рублей) и расходов (6,6 миллиарда), планируемый дефицит (317 миллионов), а также нормативы налоговых отчислений городам и районам области. Мы показали депутатам размер собственных доходов бюджета – те налоги, которые планируем получить в следующем году. Это касается посту-плений акцизов на пиво и ликероводочную продукцию, подоходного налога, налогов на прибыль и имущество. При этом хочу обратить внимание, что, например, новые ставки налога на имущество до сих пор не утверждены Госдумой России. Поэтому даже эти суммы налоговых поступлений в бюджет могут измениться. В этом году мы рассчитывали собственные доходы областного бюджета на 2004 год вместе с контрольно-счетной палатой области, ее предложения по поступлению средств мы рассмотрели и учли. В проекте бюджета депутатам уже представлены нормативы отчислений налогов для городов и районов области. Ярославлю эти нормативы увеличены на сумму доходов, которую город не получит в связи с отменой налога с продаж. Область все эти потери компенсирует. Таким образом, мы направили депутатам все параметры, которые необходимы для принятия закона о бюджете на 2004 год в первом чтении. – А почему в Думу не представлена разбивка по статьям бюджета, не указано, сколько средств пойдет на выполнение закона о ветеранах и инвалидах? – Во-первых, это связано с тем, что до сих пор не принят федеральный бюджет на следующий год. 28 ноября его должны утверждать депутаты Госдумы России. И тогда будут четко установлены суммы, которые получит наша область из центра на выплату повышенной зарплаты бюджетникам. Во-вторых, мы точно не знаем, сколько средств федерация выделит области на дорожное строительство. Пока наши расчеты и прогнозы Минфина России отличаются в несколько сотен миллионов рублей. В-третьих, не до конца ясно, сколько Федерация выделит региону на выполнение законов о ветеранах и инвалидах, выплату детских пособий. Поэтому мы не можем записать в бюджете эти цифры, там пока стоят нули. Не исключено, что если федеральный бюджет даст региону меньше средств, то нам придется выделять на эти цели собственные доходы. Мы также постараемся добиться какой-то компенсации за изъятие у региона табачных акцизов. В этом году наш бюджет из-за такого решения недополучил 1,5 млрд. рублей доходов, нам удалось выбить компенсацию только в размере 571 миллиона. Наши представители вместе с членом Совета Федерации Евгением Заяшниковым участвуют в работе трехсторонней комиссии по согласованию поправок в федеральный бюджет, мы отстаиваем интересы региона и сделаем то, что в наших силах. Исходя из этих обстоятельств подробные расшифровки расходов областного бюджета мы сможем представить депутатам только после утверждения федерального бюджета. На комиссиях большинство ярославских народных избранников поддержали наше предложение. Никто ничего скрывать от депутатов не собирается. Второе чтение закона о бюджете области пройдет в начале декабря, и до конца года он будет принят. – Как прогнозируются доходы и расходы бюджета области на 2004 год? Некоторые депутаты уже говорят, что расходы на социальные нужды могут сократиться на cемь процентов... – По нашим оценкам, собственных доходов бюджета области и средств, которые мы получим от Федерации, хватит для финансирования всех первоочередных расходов – выплаты зарплаты бюджетникам, финансирования основных отраслей, в частности образования, здравоохранения, социальной сферы, на закупку топлива и подготовку к зиме. Мы сохраняем и в следующем году 20-процентную надбавку к зарплате бюджетников. Для нашей казны это существенные расходы – 1,2 млрд. рублей. Но мы сознательно установили и сохраняем эту надбавку, прекрасно понимая, в каком положении они работают. Нигде в соседних регионах такие решения в пользу врачей, учителей и других бюджетников не действуют. – Изменится ли в следующем году размер государственного долга области? – Сейчас появилось много спекуляций на тему государственного долга области. Из названной суммы – 4,6 млрд. рублей – более 80 процентов составляют поручительства и гарантии по кредитам, которые выдавались нашим промышленным предприятиям. Решения о предоставлении гарантий принимались коллективно, с участием депутатов областной думы. Это элемент нашей промышленной политики – без гарантий и поручительств наши предприятия не смогли бы привлечь инвестиции для модернизации производств, а значит, могли потерять объемы, сократить рабочие места, и наш бюджет лишился бы существенных налоговых поступлений. От работы этих предприятий зависит уровень жизни их работников – жителей области. Сейчас долги наших промышленных компаний по этим кредитам проходят реструктуризацию по решению Правительства России. В самое ближайшее время гарантии и поручительства будут сняты с администрации области. Это значит, что предприятия сами будут отвечать по своим обязательствам имуществом и собственными средствами. Бюджет и интересы жителей области ни в коем случае не пострадают. После реструктуризации государственный долг области уменьшиться в четыре раза, и никакой страшилки из него сделать уже будет нельзя. Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.