Можно сказать, что энергетиком я стала по стечению обстоятельств. Ведь после окончания школы я осознанно выбрала химию и поступила в химико-механический техникум. Затем работала во ВНИИТУ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технического углерода), параллельно училась в политехническом институте. Однако замужество и рождение дочек заставили искать работу ближе к дому. Друзья порекомендовали мне перевестись в Ярославское отделение энергосбыта. Вот так я и стала энергетиком.
Меня взяли на работу техником в отдел распределения и контроля (ОРиК). С прежней моей специальностью – ничего общего, кроме знания некоторых общих для химии и энергетики приборов учета и контроля. Мало того, в отделении я оказалась единственным специалистом. То есть, кроме начальника Ярославского отделения Виктора Павловича Кузнецова, у меня наставников быть не могло. Мы обслуживали шесть районов области: Ярославский, Некрасовский, Тутаевский, Даниловский, Первомайский и Любимский. Более тысячи абонентов. На меня возлагался контроль за расчетами с потребителями. По каждому вопросу к начальнику бегать не станешь, хотя Виктор Павлович во всем меня поддерживал. И я очень благодарна опытному технику Вере Степановне Рудометовой, которая помогала мне войти в курс дела.
Тогда, в 1985 году, электричество и тепло стоили копейки. Даже эти копейки надо было собрать. Но поскольку экономической заинтересованности беречь электроэнергию и тепло не было, а дефицит энергетических мощностей и тогда ощущался, на нас возлагались функции энергонадзора. За перерасход потребителям начислялись штрафы в десятикратном размере от стоимости энергоресурсов.
С распадом колхозов и совхозов, которые стали избавляться от своих котельных и социальных учреждений, жилья, передавать их в муниципальную собственность, а сами дробиться на более мелкие предприятия, проблем у нас прибавилось. Надо было уследить за возникновением новых и ликвидацией старых потребителей. А долги к концу 90-х годов в районах уже были на миллионы рублей. Счета в банках не работали. «Ярэнерго» практически авансировало многие предприятия и бюджетную сферу. У нас в отделении долги некоторых предприятий и организаций по оплате энергоресурсов накапливались до года и более. Платили бартером, создавались сложные системы взаимозачетов. В результате деньги к нам шли долго, а иногда и вовсе терялись. Вы помните, что по наиболее злостным должникам нам приходилось прибегать и к таким жестким мерам, как отключения.
Только, когда ОАО «Ярэнерго» заключило соглашение с администрацией области, когда по каждому муниципальному образованию были составлены графики реструктуризации долгов, дело пошло на лад. К концу 2000 года мы добились почти стопроцентной оплаты текущего потребления энергии. Я уже второй год возглавляю отдел работы с потребителями по всей области и вижу, как положение дел улучшается во всех отделениях «Энергосбыта». Но сегодня тарифы действительно нуждаются в сдерживании. Как бы мы ни критиковали наших должников, особенно жилищно-коммунальные предприятия, но ведь они не всегда виноваты. Дело в том, что доходы населения не растут теми темпами, которые предусмотрены реформами. А ведь главная наша цель – работать для людей. Чтобы светло и тепло было в домах.