Хроника событий
17 октября исчез гендиректор ЯШЗ Александр Андреев. Днем г-н Андреев заявил сотрудникам, что заболел, и покинул предприятие.
Однако в конце рабочего дня гендиректор ЯШЗ должен был заверить финансово-учетные ведомости, еженедельно высылаемые в головной офис «Сибура». Поэтому Андреева начал искать его куратор из АК «Сибур», но ни по мобильным, ни по городским телефонам директор ЯШЗ не отвечал.
Спустя три дня, 20 октября, так и не сумев связаться с главой ЯШЗ, руководство «Сибура» назначило и. о. гендиректора господина Костыгина. К этому моменту «Сибуру» удалось выявить неприятные факты: у ЯШЗ появились новые партнеры и векселя. Однако в понедельник на заводе появился господин Казаринов и заявил, что согласно уставу именно он, как первый заместитель, должен возглавить ЯШЗ в отсутствие гендиректора.
Топ-менеджер забрал печати, ключи от кабинетов и правоустанавливающие документы ЯШЗ. Ставленник «Сибура» Дмитрий Костыгин так и не смог попасть в кабинет гендиректора, поскольку Александр Казаринов отказался выполнять решение наблюдательного совета.
22 октября в Ярославль разбираться в ситуации выехала делегация «Сибура» в составе руководителя направления шин и РТИ Андрея Бродовича, его заместителя Анатолия Хлупина, гендиректора ТД «Русские шины» Вадима Гуренова, главы департамента безопасности АК Анатолия Целовальникова, советника президента «Сибура» Валерия Баранова и группы юристов. Поначалу никого из них на предприятие не пустили. Но к концу дня господам Гуренову и Баранову удалось пройти в заводоуправление и пообщаться с Казариновым. По итогам этого разговора выяснилось, что акции ЯШЗ, заложенные ВЭБу, переведены на три офф-шора. А Казаринов выдвинут от ВЭБа кандидатом в состав наблюдательного совета завода, который будет переизбран на внеочередном собрании акционеров ЯШЗ 5 ноября.
В тот же день, 22 октября, представители АК «Сибур» озвучили свою позицию. Андрей Бродович пояснил, что смена руководства на ЯШЗ планировалась давно и Казаринов должен был в ближайшее время покинуть ЯШЗ. Перед уходом он взял трехнедельный отпуск до 2 ноября. Место Казаринова готовился занять Костыгин, ставший сотрудником ЯШЗ около месяца назад. Однако накануне увольнения замглавы завода структуры, близкие Казаринову, сконцентрировали значительный объем кредиторской задолженности ЯШЗ. Как заявило руководство АК, данный факт уже начала расследовать служба безопасности компании.
Андрей Бродович отметил, что сейчас руководство холдинга принимает необходимые меры для установления законности на подконтрольном ему предприятии, и расценил неподчинение Казаринова решениям наблюдательного совета ЯШЗ как незаконные действия.
Сегодня ЯШЗ остается единственным предприятием холдинга, не работающим по процессинговой схеме. Себестоимость килограмма шин – самая высокая среди заводов компании. В то же время нынешнее руководство ЯШЗ пытается проводить самостоятельную политику, не считаясь с интересами основных акционеров.
«Мы не видим перспектив развития завода вне рамок «Сибура», – отметил А. Бродович. – Оставшись без сырья и инвестиционной поддержки холдинга, ЯШЗ будет обречен. «Сибур» заинтересован в скорейшем разрешении конфликта, поскольку сейчас утверждается программа технического перевооружения предприятия на 2004 – 2006 годы объемом более 2,5 млрд. рублей».
* * *
ЯШЗ – крупнейший шинный завод «Сибура» и второй по объемам производства в России. В 2002 году выпустил 5,76 млн. шин, из них 3,45 млн. – легковые, 1,99 млн. – грузовые, 314 тысяч – для сельхозтехники. «Сибуру» напрямую принадлежит около 25 процентов акций ЯШЗ, более 70 процентов бумаг было в залоге у ВЭБа.
* * *
По словам пресс-секретаря ВЭБа Светланы Никитиной, «мы давно не имеем неурегулированных вопросов с Ярославским шинным заводом. Пакет акций, находившийся у нас в залоге, давно освобожден от него, и никакой информацией о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. Мы никого не уполномочивали представлять на ЯШЗ наши интересы, поскольку таковых просто не существует».