С той нашумевшей истории и начался наш разговор.
– Многие тогда были недовольны тем, что вышка должна была встать рядом с самым древним памятником города, Алексеевским монастырем, и нарушила бы историческую панораму. Было много жалоб, скандал вышел за пределы Углича, приезжали разные комиссии, состоялись многочисленные встречи с недовольными. Наконец, насколько я знаю, удалось прийти к взаимоприемлемому решению. Как эта ситуация выглядит сейчас?
– От того места мы отказались, чтобы сберечь красоту города. Хотя формально вполне можно было строить и там. Подобрали новое место – вблизи центрального узла электросвязи. Управление архитектуры формирует сейчас архитектурнопланировочное заключение. Есть надежда, что до конца года вышка будет построена.
– Приятно слышать, когда технарь говорит о красоте города. Вы здешний?
– Родился в Рыбинске. Родители отсюда родом, потом поступили в институт в Рыбинске и там остались по распределению на авиамоторном предприятии. Но связи с Угличем не теряли, здесь родители мамы, родители отца, мы регулярно сюда ездили, я большую часть каникул и отпусков проводил здесь. Учился в Рыбинском авиационном институте, переименованном во время моей учебы в академию. Потом защитил диссертацию и почти одновременно получил предложение от администрации Углича занять эту должность. Согласился, потому что и город этот мне очень нравится, и всегда существовали планы сюда перебраться. И перебрался – 1 августа будет ровно два года.
– Мне рассказывали, что найти новое место для вышки оказалось не такто просто. Почему?
– Возникли сложности. Первая состояла в том, что это ведь не просто вышка сотовой связи, которую можно поставить где угодно, хоть в чистом поле. Она часть системы передачи данных из нашего города и района в областной центр. К вышке нужно прокладывать еще свои каналы связи, поэтому располагать ее гдето далеко – неразумно экономически. Зачем тратить лишние деньги, которые можно направить на другие цели.
Была и другая сложность. У части населения почемуто сформировалось мнение, что сотовая связь – вещь вредная, опасная. С подобного рода слухами сталкиваются и операторы сотовой связи, и мы с этим столкнулись. Если честно сказать, я думаю, что первопричиной таких слухов стало решение о переносе вышки. Мы решили перенести ее из соображений уважительного отношения к памятникам старины, а вокруг этого возникли слухи, домыслы. Пришлось объяснять – и на разных встречах, и через газету, в этом участвовали и я, и другие специалисты. Надо было набраться терпения. В итоге остроту проблемы удалось снять.
– Столько страстей вокруг одной вышки! Я знаю, что и начальство всех уровней проявляет к ней постоянный интерес. Дело в том, что она строится по известной губернаторской программе?
– Это важное обстоятельство. Но кроме того, ведь через нас пойдет сотовая связь за пределы области. И еще. Пока в городе нет этой вышки, у нас тормозится строительство таких же на селе. В Угличском районе их должно быть четыре, сроки очень сжатые, все вышки увязаны между собой релейными каналами связи. Пока нет нашей, эти каналы невозможно получить.
– Люди уже понимают, для чего это делается? Почему то, о чем мы с вами говорим, так важно для угличан?
– Не то что важно, я бы сказал – жизненно необходимо. На сегодняшний день компьютеры есть везде, и они начинают постепенно интегрироваться. Компьютер ведь может использоваться не только как пишущая машинка или устройство, на котором можно поиграть. Связанная между собой компьютерная техника открывает огромные возможности, которые многие уже увидели. С начала этого года у нас, как и во всей области, реализован проект муниципального казначейства. Не сильно хвастаясь, скажу, что мы продвинулись по автоматизации этого процесса достаточно неплохо. В единую сеть у нас уже объединены 65 пользователей по всему району, в том числе в селах. Упрощенно говоря, все муниципальные средства проходят через эту казначейскую систему. Она позволяет отслеживать целевое назначение платежей, смотреть, не выходят ли они за рамки лимитов и т. д. Иначе говоря, делать расходование бюджетных средств контролируемым и оптимизированным. Прошло всего полгода, как эта система начала работать, а уже ясно – да, действительно, средства стали расходоваться более упорядоченно.
– Я слышала еще о территориальной информационной системе. Она вроде бы есть, но обычным жителям что от того?
– Территориальная информационная система работает у нас в загсе, управление муниципального имущества полностью функционирует в рамках этой системы, сделки по земле ведутся в ней. Она охватывает уже большое количество сфер жизни района, постепенно завоевывает новые, для чего мы создаем технические условия и шаг за шагом приближаемся к нашей заветной мечте – созданию «одного окна». Суть понятна: понадобится человеку справка, другой документ, и не надо будет ему таскать за собой из кабинета в кабинет ворох бумаг – все необходимые данные для него найдут в информационной системе.
Что еще немаловажно: модули этой системы установлены у нас во всех 17 администрациях бывших волостей. Сейчас идет реорганизация местного самоуправления, но и техника, и специалисты останутся и будут так же работать с населением. Там все автоматизировано. Захочет человек продать мясо, заглянет в эту электронную «книгу», и она подтвердит, что действительно была у него корова. О чем и получит он справку на бланках установленного образца.
– Подозреваю, что вы на этом не остановитесь.
– Если жители городов, особенно крупных, привыкли уже к электронной почте, Интернету, то на селе они развиты очень слабо. И виной тому не очень качественная связь. В рамках нашей программы мы бы хотели довести Интернет хотя бы до органов власти, школ, медицинских учреждений села и т. д. В этом проекте уже появляются заинтересованные организации. На днях, например, встречались с Сбербанком. Проект создания каналов связи в сельские поселения позволил бы ему открыть там свои отделения. Он готов даже принять участие в финансировании строительства таких каналов.
То, о чем я рассказал, лишь часть того, что делается или будет делаться. Все это позволит сельским жителям не чувствовать себя оторванными от мира. Молодежь при желании сможет получать образование дистанционно, врачи – консультироваться с коллегами. Это двери в новый мир.
– Насколько это близкая перспектива?
– В городе вышка будет точно в этом году. За зиму их построят на селе. То есть в первую очередь появится сотовая связь, не останется мест, откуда нельзя будет вызвать «скорую», пожарных, позвонить родственникам. Что касается канала связи до больниц, то мы построим его если не в этом году, то в следующем. После этого должны быть установлены специальные программы, это уже заботы медицинских ведомств.В Данилове, как в пилотном районе, они уже работают. У нас есть шансы стать вторыми в области.
– Непонимание со стороны населения еще может быть?
– Всегда остаются люди, которым ничего не надо, по счастью, таких единицы. Очень поддерживает нас молодежь, она двумя руками «за» реализацию этих проектов. Ребята, которые почувствовали, попробовали, что это такое, понимают, какие открываются перспективы.
В Угличском педколледже вводится сейчас интересная специальность – преподаватель информатики. Я там лекции читаю по субботам. Будем сотрудничать еще плотнее, там очень интересная рабочая программа: ребята будут выходить оттуда преподавателями, способными не просто научить детей пользоваться компьютерами, но и хорошими специалистами в области информационных технологий, которые могут быть востребованы после дополнительного обучения не только в школах.
Когда решалась судьба вышки, многие ребята приходили на собрания, поддерживали нас. Это был важный психологический момент и, что существенно, их собственная инициатива. Я за это им очень благодарен.
– Есть ли интерес со стороны бизнеса?
– Наша цель – построить единую городскую сеть, чтобы каждый житель мог из своей квартиры легко войти в информационное пространство. Мы закладываем основу магистральной сети, потом начнем продвигаться в густонаселенные районы города. Сейчас там у нас кабельные сети бизнесмены строят. Их интерес в том, чтобы эти сети увязывать. Так что будем сотрудничать на договорных условиях: чтото мы им дадим, взамен они построят какието каналы к школам, другим социально важным объектам. Кабельное телевидение нормально интегрируется с нашими проектами. У нас предприниматели цепкие.
– У вас очень оптимистичный взгляд на все вокруг. Но ведь и проблемы, наверное, есть?
– Проблема всегда одна – финансирование, денег никогда не бывает слишком много. Бывало, финансирование становилось замедляющим фактором. Но нерешаемых проблем я не вижу. Наша работа находится в русле естественного развития, которое остановить уже нельзя. Когдато была электрификация, потом телефонизация, теперь – цифровые технологии. Они все равно придут рано или поздно. И мы тут для того, чтобы определить пути, как они могут прийти к нам быстрее.