Рассказывают, что в годы репрессий один из ярославских руководителей с тормозного (ныне радиозавод) серьезно пострадал за то, что вывесил в цехе лозунг "Пятилетке - надежные тормоза!". Получился, разумеется, идеологический каламбур. Но с точки зрения техники верно, что без хороших тормозов далеко не уедешь.
С ростом скоростей растут и требования к узлам и деталям тормозных систем. Предприятия, специализирующиеся в этой области, разрабатывают все новые термостойкие фрикционные материалы, удовлетворяющие требованиям создателей автомобилей и других транспортных средств не только по части долговечности и надежности, но и экологичности, как в использовании, так и в производстве.
В ОАО "ТИИР" - бывшем Всесоюзном научно-исследовательском и технологическом институте асбестовых технических изделий - еще в недрах социализма были созданы разработки накладок сцепления автомобилей и тормозных колодок, которые позволили резко сократить применение вредного в производстве и в использовании асбестового волокна. Поиск его заменителей в условиях рынка привел к созданию прогрессивных, принципиально новых фрикционных материалов, более безопасных для здоровья людей технологий, эффективных систем тормозов и сцеплений.
Сейчас ОАО "ТИИР" является лидером в своей отрасли не только в России, но и среди многих зарубежных производителей аналогичных узлов и деталей. Поэтому симпозиум в Ярославле привлек внимание исследователей, специалистов-химиков, инженеров автомобильного и железнодорожного транспорта многих российских и зарубежных фирм.
В их числе ученые московских НИИ, специалисты Самары, Чебоксар, крупных компаний США, Германии, Британии, Нидерландов, Японии.