суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 19 августа 2003

Бюджет России - время делать следующий шаг

Ещe не так давно о дефиците бюджета, дефолте, кредитах МВФ твердили все отечественные СМИ – казалось, конца этому не будет и Россия обречена на постоянное балансирование на грани долговой ямы. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась – кредитный рейтинг России растет, дыры в бюджете залатаны, консервативная политика Минфина вызывает уважение и доверие инвесторов. Действительно, министра финансов РФ Алексея Кудрина заслуженно признают лучшим среди его восточноевропейских коллег. Со стороны картина выглядит настолько радужной, что может сложиться впечатление, что проблем в бюджетной сфере у России больше нет. Однако это не так.

 

Если с федеральным бюджетом действительно в последнее время больших проблем не наблюдается, то с «нижестоящими» бюджетами дело обстоит сложнее. Далеко не все региональные бюджеты могут похвастаться успехами, а что до местных бюджетов, то лишь единицы из сотен сводят концы с концами. Ситуация особенно ухудшилась с изменением налогового законодательства, существенно сократившего доходную часть региональных и местных бюджетов, перераспределив ее в пользу федерального бюджета. Если несколько лет назад доходы федерального и региональных бюджетов распределялись в соотношении примерно 50 на 50, то теперь на долю федерального бюджета приходится до 60 процентов всех доходов. После всех платежей центра регионам этот показатель приближается к заветной половине, однако четвертая часть этих доходов идет в регионы по воле и решению центральной финансовой власти. В целом же по сравнению с прошлым годом доходы региональных и местных бюджетов сократятся на 0,7 – 0,8 процента ВВП (около 90 – 100 млрд. рублей).

Данные проблемы не остались без внимания российских законодателей. Одним из лидеров в борьбе за права регионов является фракция СПС. По мнению председателя СПС Бориса Немцова, сложившаяся ситуация может поставить крест на реформе местного самоуправления и приводит к тому, что деньги лишь уходят из регионов в Москву.

Оппоненты правых объясняют свою позицию как экономическими, так и политическими причинами. К первым относится сокращение как объема, так и численности налогов – снижение налоговой нагрузки на бизнес необходимо для достижения экономического роста. Но в этом вопросе СПС стоит у истоков налоговой либерализации в России. Однако очевидно, что только за счет региональных и местных налогов стимулировать рост невозможно – это приведет лишь к ухудшению экономической ситуации. Важным шагом должно стать дальнейшее сокращение федеральных налогов, что приведет к развитию бизнеса, росту налоговой базы и, следовательно, росту доходов бюджета.

Политические причины вызваны необходимостью укрепления вертикали власти и ограничения произвола местных властей. После трансфертов регионам доходная часть их бюджета вроде бы остается почти такой же. Однако в руках у федеральных властей остается серьезный рычаг воздействия на непослушные регионы – губернаторы вынуждены быть куда сговорчивее перед страхом неполучения необходимых трансфертов. Кроме того, уменьшается политическое влияние губернаторов в их регионах – их административные и финансовые возможности сокращаются, а также, по мнению авторов реформы, повышается качество контроля над расходованием бюджетных средств. Достигается выравнивание доходов бюджетов, когда одни регионы, находящиеся в более выгодных природных или климатических условиях, помогали бы своим менее везучим «коллегам».

С этими доводами можно не согласиться. Принцип выравнивания зачастую приводит к тому, что регионы не заинтересованы в развитии на своей территории новых доходных производств – зачем, если деньги все равно придут из центра. А распределение бюджетных средств вряд ли стало существенно качественнее – почвы для злоупотреблений при освоении федеральных средств не меньше, чем региональных. Справиться с этим могло бы укрепление правоохранительной системы и развитие институтов гражданского общества – наиболее сильного контролера над любой выборной властью.

Вот тут и получается основная проблема – забирая средства в федеральный центр, власть ограничивает полномочия региональной, и особенно местной, власти и, следовательно, снимает большую часть ее ответственности. Особенно сильно теряют самостоятельность органы местного самоуправления, что прямо противоречит проводимой администрацией президента реформе местного самоуправления. Сегодня у местных бюджетов иногда остается менее 5 процентов от доходной части бюджета, а доля собственных средств не превышает 15 – 20 процентов. Средств не хватает даже на обеспечение собственных задач – заботу о ЖКХ, образовании и здравоохранении, не говоря уже о многочисленных постановлениях правительства об индексации зарплат и льготах, которые федеральный центр часто забывает подкрепить адекватным финансированием.

– Обязательства, в том числе и рост зарплат, перекладываются на местные власти, а у них-то деньги все время и отбирают. Если вы повышаете зарплату учителям и врачам, то обеспечьте тогда региональный и местный бюджеты деньгами, – считает Борис Немцов.

Очевидно, что решить эту проблему можно, не аккумулируя максимум средств в федеральном бюджете и пытаясь распределять их впоследствии, а четко разделить полномочия бюджетов всех уровней и способы их финансирования. Сама идея не должна предполагать «вышестоящие» и «нижестоящие» бюджеты, закрепив за каждым задачи и свои доходы. Этого мнения придерживается председатель комитета Госдумы по экономической политике Григорий Томчин. Депутат полагает, что после предстоящего снижения НДС и единого соцналога они вместе с акцизами должны отойти в ведение федеральных властей, основу региональных бюджетов должен составить налог на прибыль, а местных – поземельный и подоходный. Однако сделать это можно, лишь запретив муниципалитетам владеть собственностью и закрыв муниципальные унитарные предприятия, считает Томчин.

По мнению правых, эти меры должны решить проблему доходов бюджетов. Действительно, налог на землю способен увеличить бюджетные поступления, так как даст небогатым по сравнению с городами, но много большим по площади сельским районам дополнительные источники дохода. Подоходный налог может оказать важное стимулирующее действие на улучшение условий проживания граждан. А налог на прибыль предприятий заставит региональные власти подумать об улучшении делового климата в своем регионе.

Задача финансовых властей России – прислушаться к аргументам депутатов, понять важность реформы государственного управления в России и обеспечить регионы и местные власти источниками финансирования. Иначе, бюджетное благополучие может обернуться кризисом власти. А собирать налоги в таком случае будет непросто.

Борис Федоров.

Читайте также
  • 11.11.2011 Доходы бюджета растут Тема очередного выступления Сергея Вахрукова на «Губернаторском часе» радиостанции «Эхо Москвы – Ярославль» была посвящена
  • 27.10.2010 Осенняя подтяжка поясов Состоявшееся вчера заседание областной Думы было одновременно рекордным и по числу обсуждавшихся особо важных законопроектов, и по количеству горячих дискуссий и заявлений.
  • 23.04.2009 Дефицит уже реальныйДепутаты из бюджетной комиссии областной Думы во вторник снова говорили о деньгах. Главной темой заседания стали изменения в областном бюджете.
  • 18.03.2009 Бюджет придётся поменятьВ пятницу, 13 марта, в Москве в Александровском зале Большого Кремлёвского дворца прошло заседание Совета законодателей при Совете Федерации России. Несмотря
  • 19.09.2007 Доходы растут, дефицит – тожеТакой парадокс обнаружили депутаты бюджетной комиссии областной Думы при рассмотрении итогов полугодия и проекта поправок в годовой бюджет.
  • 27.12.2006 Село большое, а бюджет маленькийМуниципальный совет самого крупного в районе поселения – Большесельского сельского –принял первый в истории местного самоуправления собственный бюджет на будущий год.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают