Не стоит полагать, что проблема чистоты Ярославля решится теперь сама собой. Как это ни парадоксально, пуск завода, наоборот, должен побудить горожан коренным образом пересмотреть свое отношение к чистоте улиц, дворов и подъездов, к порядку на контейнерных площадках. Ведь задача «Чистого города» не закопать или сжечь отходы, а максимально уменьшить объемы вывозимого на полигон мусора за счет превращения значительной его части в полезное сырье. А как это сделать с отходами, где перемешано все: металл, бумага, стекло, картофельные очистки и селедочные головы? Да все это еще крепко спрессовано в мусоровозе? Снова проблема.
Как научить горожан не бросать мусор где попало? Как убедить, чтобы они складывали отходы в разные контейнеры: пищевые – в один, твердый мусор – в другой?
Воспитать людей – это ведь не завод построить. Вроде бы задача неподъемная. Но, оказывается, ссылки на врожденное русское бескультурье – не более чем оправдание бездеятельности. В ряде городов России местные власти в союзе с общественностью сумели-таки преодолеть традицию мусорить и в мусоре жить.
Накануне пуска нового экологического производства солидная делегация мэрии Ярославля во главе с Виктором Волончунасом, а также специалисты ЗАО «Чистый город» направились в Белгород, признанный одним из лучших в России по содержанию город-ских территорий.
– Главный результат поездки, – рассказал генеральный директор ЗАО «Чистый город» Стани-слав Пименов, – в том, что мы убедились: вполне реально добиться европейской чистоты в городе, если не только требовать цивилизованного отношения к мусору и карать за неряшливость, но и создавать условия для такого отношения, идти навстречу жителям в их попытках улучшить содержание дворов и улиц.
Простой пример. По дороге в Белгород мы проезжали Подмосковье и пять областей центра России, где дачные участки чаще всего выглядели неопрятно. Мусор там девать некуда. Более аккуратные хозяева его хотя бы закапывают, а остальные сваливают в кюветы, в кусты, под заборы, возле гаражей. У нас нечто подобное тоже можно увидеть в Красноперекопском и Фрунзенском районах. А как подъехали к Белгороду – чисто стало. Через определенные интервалы там с обеих сторон дороги на небольших площадках стоят ярко окрашенные контейнеры. Там их называют «светлячки». Жители придорожных деревень и дачных участков по дороге в город, на работу захватывают в машину пакет с мусором и бросают в «светлячок». Вот и не стало у них свалок вдоль дорог. Ведь людям всегда приятней, когда чисто, и если власти предпринимают для этого какие-то усилия, то и население отвечает тем же.
В Белгороде, по свидетельству участников поездки, чисто не только потому, что часто убирают, а потому, что не мусорят. Никто не бросит на улице окурок или бумажку от мороженого. Обязательно донесет до урны. К этому приучают и солидными штрафами, и организованной работой городских служб. На ухоженный газон бросить банку из-под пива рука не поднимется. Правда, и денег на благоустройство в Белгороде не жалеют.
– Я думаю, такое внимание к чистоте потому, что там хорошо выстроена вся вертикаль управления переработкой отходов, – добавляет Пименов. – За все вопросы по чистоте отвечает заместитель главы администрации по организации управления и содержанию городских территорий.
Внимание к этой проблеме идет от губернатора области Владимира Савченко, который хочет сделать благоустройство и культуру населенных пунктов Белгородской области их визитной карточкой. И хотя такой порядок, как в Белгороде, еще далеко не во всех городах и поселках области, но уже есть возможность равняться на областной центр, тиражировать его опыт. Должен сказать, что улицы Белгорода по чистоте напоминают города Западной Европы. И не надо ссылаться на то, что нам до их культуры далеко. Были бы воля властей и внимание к проблеме. А если контейнеры вовремя не освобождают, если в них роются бомжи, если нет урн и туалетов возле пивных палаток и ларьков, то и спрос с жителей невелик.
Порядок и чистота в городе, конечно же, результат прежде всего четко отработанной системы учета и контроля оборота отходов. В Белгороде каждое предприятие вплоть до киоска имеет договор на вывоз и утилизацию мусора в реальных объемах. Если профиль предприятия не изменился, в технологии все то же, а мусор вдруг куда-то исчез, то городские власти и экологические службы вправе спросить руководителей и хозяев: куда девали мусор? И тогда он не окажется где-нибудь в придорожном перелеске.
В Ярославле дело обстоит иначе. У нас 4,5 тысячи предприятий торговли и сферы услуг, а договор на вывоз мусора со спец-автохозяйством по уборке города и ДЕЗами заключили только 1,5 тысячи. Ровно треть. У остальных что, мусора нет? Отсутствие договоров совершенно точно указывает на источники пополнения несанкционированных свалок, на тех, из-за кого оказываются переполненными контейнеры с мусором во дворах.
В Ярославле нет, как в тех же Белгороде, Ростове-на-Дону, системы ежедневного учета вывоза отходов. Там, если откуда-то мусор не привезли, сразу можно проверить, куда его дели. У нас же только случайно можно поймать за руку «авторов» несанкционированных свалок.
В Калининградской области в деле создания региональной нормативно-правовой базы в обращении с твердыми бытовыми отходами пошли еще дальше. На примере города Советска проводится эксперимент. Там не принимается к рассмотрению налоговый баланс фирмы, если у нее нет договора с организацией, утилизирующей отходы. Ведь если бы существовала статистика, сколько отходов образуется с метра торговых площадей, при определенном товарообороте с киоска, палатки, то и проконтролировать легче.
Есть в нашей области резервы и в определении нормативов накопления отходов на предприятиях сферы услуг. До сих пор не видно окончания затянувшейся переписки отдела утилизации отходов департамента городского хозяйства с главным управлением природных ресурсов по Ярославской области (ГУПР). Дело в том, что взятая на вооружение в Ярославле методика нормирования позволяет предприятиям представлять объем вывозимого мусора не в реальных количествах, а с учетом его уплотнения или измельчения. Допустим, картонные гофрокороба считаются уже разрезанными и сложенными в плотные пачки. Некоторые крупные магазины, рестораны так и делают. Но далеко не все занимаются такой подготовкой отходов перед вывозом. Да мы и сами видим, что коробки и ящики из-под товаров целиком бросают в контейнеры. В результате объемы фактически вывозимых отходов оказываются на 20 процентов выше. А это – переполненные контейнеры, нехватка мусоровозов, низкая оплата труда водителей спецмашин и услуг полигонов. Нужна система отлаженного учета, конечной целью которого являлось бы уменьшение платы за вывоз мусора тем предприятиям, которые действительно занимаются разделением и подготовкой отходов к утилизации.
Однако на просьбы усовершенствовать методику нормирования отходов в соответствии с рекомендациями Академии коммунального хозяйства в ГУПР ответили отпиской о разработке временных рекомендаций.
Существуют и другие способы решения этой проблемы. В странах Евросоюза, например, действует договор, по которому заказчик упаковки (фасовщик) сразу включает в ее цену стоимость утилизации. И эти деньги централизованно поступают на финансирование предприятий, занимающихся утилизацией упаковки.
Для городского бюджета, предприятия «Чистый город» и самих горожан очень важно, чтобы строительство завода хотя бы со временем окупилось. А это может быть достигнуто только за счет прибыли от реализации полезных составляющих мусора: бумаги, стекла, металла, пластмассы. Тогда завод и вся технология утилизации городского мусора будут самоокупаемыми, и в квартирных счетах ярославцев перестанут расти цифры в графе «вывоз мусора». Но пока в каждом дворе не появится отдельный контейнер для сбора пищевых отходов, будет вот такая плачевная статистика низкой эффективности утилизации ценного вторичного сырья. При содержании в мусоре до 40 процентов бумаги и картона, при нынешней системе сбора ТБО удается утилизировать только пять процентов этих материалов.
В смеси с пищевыми отходами, дождевой водой, да еще в спрессованном мусоровозом брикете отбор вторсырья резко снижается.
– На первых порах, – говорит Станислав Пименов, – «Чистый город» будет только отбирать из отходов до 10 полезных составляющих, прессовать их и поставлять предприятиям, перерабатывающим вторичное сырье. Впоследствии планируется организовать переработку этого сырья и у себя на заводе.
Чтобы все это свершилось, нужны совместные усилия и законодательной, и исполнительной власти. Уже сейчас необходимы городские нормативные акты, обязывающие все предприятия и учреждения независимо от формы собственности отчитываться за каждый кубометр отходов, законы и подзаконные акты, поощряющие их и население к предварительному разделению мусора в магазине, на кухне, на контейнерной площадке, более серьезные административные меры к злостным мусорщикам – предприятиям и жителям.
Любовь к чистоте у жителей Западной Европы тоже не одними пряниками воспитывали, но и строгими законами. Нам этот путь хотелось бы пройти не за столетия, а несколько быстрее, чтобы не выглядеть неряхами в сообществе цивилизованных народов.
Андрей СОЛЕНИКОВ.