На вертолетах прибыла внушительная правительственная делегация во главе с вице-премьером Виктором Христенко. В церемонии также приняли участие губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и, конечно, хозяин нефтепровода – президент ОАО «Транснефть» Семен Вайншток. Этой весной в дремучем лесу рядом с небольшой нефтеперекачивающей станцией (НПС) Палкино развернулась грандиозная стройка. Пять сотен рабочих трудились круглые сутки. Столичным гостям теперь есть на что посмотреть. Четыре гигантских нефтяных резервуара с надписями «Огнеопасно» весьма колоритно смотрятся на фоне разлапистых елей. В новеньких ПАЗах, внешне замаскированных под «иномарки», Виктора Христенко, его свиту и журналистов подвезли к месту церемонии, расположенному рядом с вентилем. Перед тем как перерезать красную ленточку, чиновники и нефтяные начальники взошли на специально оборудованную сцену. Журналисты встали напротив, на насыпанном отборном щебне. Позади телекамер скромно разместились несколько десятков строителей-передовиков, которых привезли для участия в церемонии со всей трассы БТС. Место оказалось болотистым, но мало кто обратил внимание на назойливых комаров. – Ярославль. Диспетчер Матвеев на связи, – вдруг раздалось из динамиков. – Готовность к пуску. Палкино, задвижка два. Запущено! – воскликнул Семен Вайншток под аплодисменты собравшихся. Маршрут БТС – из Республики Коми через Ярославскую и Тверскую области в порт Приморск Ленинградской области (709 км). Оттуда нефть на танкерах отправляется в Европу. Пропускная способность первой очереди нефтепровода, заработавшего в конце 2001 года, – 12 млн. тонн в год. Однако российским нефтяным компаниям этого мало. – Сейчас добыча нефти – 405 млн. тонн в год – превышает экспортные возможности «Транснефти», – заявил зампредседателя правления НК «Юкос» Александр Темерко. – Мы хотим, чтобы таких трубопроводных систем было больше. Российское правительство в марте этого года решило расширить БТС. Семен Вайншток сообщил, что уже к 4 июня были построены четыре лупинга – параллельные ответвления от существующей трубы в ее узких местах. Новые трубопроводы протяженностью 179 км, а также использование специальных присадок для уплотнения нефтяного потока позволили увеличить экспорт нефти через Приморск с 12 до 18 млн. тонн. К декабрю планируется завершить строительство второй ветки нефтепровода от Ярославля до ленинградских Киришей диаметром 1020 мм, а также запустить НПС Палкино с резервуарным парком в 95 тыс. кубометров. Общая производительность БТС будет доведена до 30 млн. тонн. А весной 2004 года после завершения реконструкции на других НПС экспортные возможности нефтепровода достигнут 42 миллионов. В перспективе БТС будет перекачивать 62 млн. тонн нефти. 56 миллионов будет вывозиться, а еще 6 миллионов дополнительно перерабатываться на Киришском НПЗ (сейчас 18 млн. тонн). Финансируется проект из займов, размещаемых «Транснефтью» на российском рынке. Ориентировочно приращение 6 млн. тонн обошлось в 1 – 2 млрд. рублей. Общая стоимость расширения БТС до 42 млн. тонн – примерно 1,2 млрд. долларов. БТС ежегодно дает 106 млн. долларов доходов в федеральный бюджет и 300 миллионов в местные бюджеты. – Задача власти на местах – всячески содействовать тому, чтобы строительство велось быстро. Темпы и качество работ просто поражают. Что показательно, здесь трудятся только русские люди. Именно таким ускорением можно добиться удвоения ВВП России. Поэтому это ноу-хау, которое здесь реализовано, надо рекомендовать господину Грефу в качестве образца для стратегического развития экономики, – сказал Анатолий Лисицын. – «Транснефть» уже вложила в строительство БТС на территории нашей области 4 млрд. рублей. После пуска в декабре 2003 года НПС Палкино здесь будут работать 150 человек. Соответственно доходы местного бюджета увеличатся на 15 – 20 миллионов. – Для муниципального округа – это благо, – сказал мышкинский глава Иван Герасимов. – В этом году собственные доходы округа должны составить 51 млн. рублей, а с учетом дотаций – 97 миллионов. – Мы обратились к Семену Вайнштоку с просьбой дополнительно помочь построить школу рядом с НПС Палкино стоимостью всего 20 миллионов. Думаю, ответ будет положительный, – сообщил на пресс-конференции Анатолий Лисицын. – Мы постараемся помочь, – пообещал президент «Транснефти». – Этот вопрос будет вынесен на совет директоров, и, скорее всего, нам придется менять бюджет компании. Если мы на каждой нефтеперекачивающей станции будем строить школы, это хорошо. Сергей КУЛАКОВ. На снимке: всем участникам церемонии досталось на память по кусочку красной ленточки, разрезанной в ознаменование пуска второй очереди БТС. Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ.