– Сейчас многое изменилось. Ташкент – современный город, много новостроек, серьезно развита торговля. Неплохо работает промышленность. Приток иностранных инвестиций очень солидный, но заметно и отсутствие российского капитала. На полях – японская техника, поставленная по лизингу, – отметил Александр Федоров.
Цель нынешнего визита – восстановить разорванные связи и предложить ряд совместных проектов. Экспорт товаров из Ярославской области в Узбекистан составляет 30 млн. долларов в год (шины, авиационные двигатели, лаки и краски), а импорт – всего миллион долларов (половина – хлопок).
Несмотря на сорокаградусную жару, ярославцы работали очень активно, проведя переговоры с представителями более чем дюжины министерств и предприятий. Интересы нашей области помимо Александра Федорова представляли президент Ярославской торгово-промышленной палаты Валерий Лавров, генеральный директор ОАО «ЯШЗ» Александр Андреев, гендиректор ОАО «Красный Перекоп» Петр Шелкошвейн, сотрудники ЯЗДА, НПО «Сатурн», «Полиграфмаша», «Холодмаша», «Славича», Рыбинского завода гидромеханизации.
На встрече с руководителями узбекской авиакомпании было решено сделать движение по воздушной дороге Ташкент – Ярославль более интенсивным. Сейчас грузовые рейсы из международного аэропорта «Туношна» в Ташкент и обратно осуществляются раз в месяц. Как выяснилось, по воздуху выгодно перевозить хлопок для ярославских текстильщиков. А в Ярославле 40-тонный Ил-76 можно загрузить не только отремонтированными авиадвигателями, но и шинами, холодильными агрегатами.
Кроме хлопка в нашу область можно возить узбекские фрукты. Во время визита Александр Федоров подписал с руководством компании «Узплодовощвинопром» протокол о сотрудничестве. Ярославцы обязались проработать вопрос о выделении здания для создания СП по розливу вина из узбекского сырья.
Будут также изучаться предложения «Узплодовощвинопрома» по поставке по воздуху овощей и фруктов, произведенных на предприятиях холдинга. Руководители наших заводов выразили желание закупать среднеазиатскую клубнику и арбузы для своих работников. Областные власти будут искать и фирму, которая взяла бы на себя оптовые поставки для социальной сферы.
Министерство полиграфии и печати Узбекистана хочет купить рыбинские полиграфические машины. В ближайшее время в республике планируется переоборудовать 30 типографий. Но узбеки готовы обеспечить только 30-процентную предоплату заказа. А «Полиграфмаш» берется за работу лишь при стопроцентной предоплате. Естественно, что при любом тендере узбекские печатники предпочтут купить в кредит менее качественные индийские машины.
– Государство должно поддержать ярославских товаропроизводителей. Нужно просить федеральные власти включить наши поставки в программу предоставления связанного кредита государствам СНГ, – считает Александр Федоров. – Этот механизм успешно работает в рамках программы развития российско-белорусского дизелестроения.
Как способ решения проблем рассматривается вариант создания СП. Узбекистану, имеющему большую сеть оросительных каналов, как воздух нужны земснаряды. Однако тамошнее предприятие «Гипрогидмаш» не имеет денег для налаживания их выпуска. Александр Федоров предложил сделать основные агрегаты в Рыбинске, а сборку, наладку и производство мелких деталей – на месте. Тогда земснаряды будут дешевле.
Кроме того, достигнуты договоренности о создании СП по производству холодильных прилавков с использованием компрессоров ОАО «Холодмаш». Уже заключен контракт на поставку агрегатов на 280 тыс. долларов. Обсуждаются варианты по производству вентиляторов и ремонту топливной аппаратуры.
Сергей ВЛАДИМИРОВ.