После посещения предприятия депутаты и чиновники в большом зале мэрии выясняли, почему значительный объем нефтепродуктов в России составляют устаревшие марки топлива и масел, качество которых не отвечает современному уровню по экономическим и экологическим показателям. При этом многие НПЗ обеспечивают финансирование модернизации производства только на 50 процентов.
– Сейчас выгодно гнать сырую нефть за рубеж, а заниматься переработкой – затратно, – считает председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Валерий Язев. – Нужно также стимулировать использование альтернативных видов моторного топлива. Например, применение спирта в качестве добавки к бензину позволило бы улучшить его качество и увеличить объемы производства без роста переработки нефти.
– Необходимы меры государственной поддержки, в частности – установление более низкой ставки акцизов для экологически перспективных видов нефтепродуктов, снижение таможенных пошлин на ввоз оборудования, не производимого в России, – озвучил предложения нефтяников вицепрезидент НГК «Славнефть» Виктор Зоткин. – Сегодня для нас нет никакой разницы, что производить, водители же покупают более дешевое топливо. А ведь 60 процентов воздуха загрязняют автомобили.
– Крайне болезненной темой для местных властей является стоимость нефтепродуктов. Нас заставили все автобусы в городе перевести на дизтопливо. А цена на него почти догнала стоимость бензина! Теперь предлагают провести газификацию общественного транспорта. Стоит ли тратить на это деньги, ведь и газ подорожает? – высказал свои сомнения мэр Ярославля Виктор Волончунас.
Валерий Язев устроил перекрестный допрос нефтяников, пытаясь выяснить, не завышают ли они цены на дизтопливо. Те дружно уходили от ответов, ссылаясь на то, что на НПЗ, мол, производятся разные виды продукции – одни дороже, другие дешевле.
После дискуссии участники выездного заседания приняли обращение к Правительству РФ, рекомендовав разработать комплекс мер по стимулированию реконструкции всей нефтеперерабатывающей отрасли, в том числе – за счет снижения акцизов на качественное топливо и введения более жесткого госстандарта на бензин. Валерий Язев обещал, что доведет содержание документа до президента Владимира Путина и премьера Михаила Фрадкова.