Это бизнес такой! Владельцы «носителей информации», то есть теле- и радиоканалов, заборов, троллейбусов и сайтов, а также производители одежды и даже этикеток для консервов настойчиво убеждают разных предпринимателей воспользоваться их услугами. Рекламодатели соглашаются и выкладывают немалые деньги.
Но если поп-звездам фирмы хорошо приплачивают за то, что те надевают на себя маечки с их символикой, то наивные российские юноши и девушки порой втридорога покупают майки и кепки с картинками и словами, за которые уже уплачено, что, кстати, должно бы снизить конечную цену товара. А если очень повезет, могут получить майку с рекламой бесплатно – когда случаются «пиар-акции». И детишки рады «халяве»!
Как дети, ведут себя и коммунальные службы города Ярославля. Вот доказательство. В последние несколько месяцев счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг на оборотной стороне тоже исписаны рекламой. Некие фирмы наперебой предлагают купить у квартиросъемщика его квартиру «по самой высокой цене» (?), вызвать такси, застраховать что-нибудь.
Психология нашего человека такова, что он верит власти, верит информации, проистекающей из официальных источников, а потому «клюет» на рекламу в квитанциях. Нет, на такси, конечно же, все пенсионеры поголовно не пересели. Но договоры страхования, обмена и продажи своего жилья заключают с теми фирмами, которые им рекомендованы родным линейным участком районного ДЕЗа. И эти фирмы оказываются в намного более выгодном положении, чем все их конкуренты. Хотя бы потому, что реклама им обходится почти бесплатно.
Владельцы носителей рекламной информации, то есть ДЕЗы, выписывающие гражданам счета с рекламой на их обратной стороне, денег с рекламодателей не берут. Так, по крайней мере, утверждают руководители самих ДЕЗов. Их версия такова:
– Мы не имеем права заниматься рекламной деятельностью! Но как не помочь добропорядочным предпринимателям, только и пекущимся о народном благе? И к нам они с добром, бумагой обеспечивают...
В Ярославле около двухсот тысяч квартиросъемщиков, каждому из которых следует ежемесячно выписать счет. Требуется 200 тысяч листов бумаги формата А5. Эта сумма делится на шесть неравных частей по количеству районов города. Рекламодатель обращается в районный ДЕЗ и предоставляет нужное количество бумаги. На одной стороне каждого листа уже отпечатана реклама заказчика, а на другой линейные участки ДЕЗов печатают свои счета-квитанции.
Если приобретать бумагу пачками в магазине канцтоваров, то один лист обойдется в пять копеек(!). То есть финансовый выигрыш от операции для всего жилищного ведомства составляет смешную сумму – 10 тысяч рублей. Это за рекламу с доставкой к носу потенциального клиента и с поголовным охватом населения! Кстати, за доставку ДЕЗ денег тоже не берет, в отличие от контор, которые на этом специализируются. Они-то за разноску по ящикам 200 тысяч листочков взяли бы никак не меньше 20 тыс. рублей.
Если бы руководство города узаконило новый вид деятельности ДЕЗов и те поставили его на коммерческий поток (а спрос есть – в ДЕЗе Заволжского района рекламные площади в квитанциях уже «раскуплены» до конца нынешнего года), то доходы ведомства могли бы вырасти несоизмеримо. Уж если есть реклама, то плату за нее следует взимать соответствующую. Деньги могли бы потечь в бюджет департамента городского хозяйства Ярославской мэрии. Это позволило бы несказанно улучшить обслуживание жилья, увеличить зарплату и набрать достойных людей в штат ведомства. Но руководители ДГХ всячески отмежевываются от рекламной деятельности подчиненных им ДЕЗов.
– Это их частная, некоммерческая, а потому ненаказуемая инициатива, – уверял нас один из чиновников.
Наивные они, дескать, и простые. Но это та простота, которая хуже воровства. Ведь для рекламодателей та инициатива является очень даже коммерческой. И они используют все возможности, чтобы скорейшим образом попасть на страницы наших квитанций...
Николай БИКУЛОВ.