Директор хозяйства Дмитрий Полетаев широким жестом обвел ладонью окружающий золотисто-зеленый пейзаж:
– Тушим губительный для луга и пашни «желтый пожар» сурепки, будь она неладна.
Местный «дом с привидениями» – брошенный сарай с дырявой кровлей и пустыми оконницами, наш гид без внимания тоже не оставил: дескать, могли бы и сегодня так жить, а живем вот по-другому.
Что новые времена в старинном селе Никольском наступили, видно было и без всяких комментариев. Вся центральная усадьба напоминает сейчас одну большую строительную площадку с объектами разной степени готовности. Бывшая совхозная контора после капремонта отдана под две трехкомнатные квартиры для специалистов. Под крышу подведена бытовка со всеми удобствами. Есть новый свинокомплекс на полтысячи голов и крытый манеж для выездки лошадей и зимних гонок на колясках.
Главная злоба дня в «Красном холме» – ипподром с беговым кругом международного стандарта. Работы бульдозеристам еще хватает, но никто уже не сможет поострить насчет того, что здесь и конь не валялся. Трибуна с пластиковыми сиденьями на 600 мест и ложей для vip-гостей готова.
В пятницу, в полдень на трибуне ипподрома в гордом одиночестве пребывала только одна vip-персона – приехавший сюда из Ярославля известный предприниматель, многие годы возглавлявший ОАО «Ярпиво» Анатолий Арзиманов. Нынешний директор совхоза Полетаев смысл происходящего выразил без лишних слов:
– Хозяин пришел.
Закурив толстую с золоченым ободком сигару, хозяин тут же взял быка за рога. Про себя Анатолий Григорьевич рассказал: когда вместе с независимостью появилась, как он выразился, «база», заложенная собственным умом, стал думать, что можно сделать, ни у кого не одолжаясь, «для души и для людей». Почитал книжки про сельское хозяйство, а рыночную экономику он и раньше знал назубок. Вычислил Никольское, где жизнь вопреки повсеместному раздраю еще теплилась, земли много, рукой подать до федеральной трассы на Москву. Захотелось доказать, что и в совхозе можно успешно трудиться и нормально жить, не воруя. В союзники и партнеры позвал человека с ясными мозгами и крепкой хваткой, воспитанника Тимирязевской академии Полетаева.
Неприхотливую, но малопродуктивную корову-ярославку заменили на купленное в Вологде стадо пышущего здоровьем черно-пестрого скота: и на селе давно настало время брать не числом, а умением – уходом, хорошей кормежкой. Три культурных пастбища засеяли высокобелковым «козлятником», вкуснецким коровьим лакомством. Не пожалели денег на скоростной миксер для смешивания кормов. По лизингу приобрели холодильник с отдачей кредита натурой.
Почти все молоко по долгосрочному соглашению сторон идет отсюда на Лианозовский молокозавод. Богатые москвичи платят щедро – по девять рублей за литр. Белковое содержание продукта их настолько устраивает, что молоко из «Красного холма» Лианозово сразу пускает на детское питание.
Многое делается здесь на вырост. У входа в овчарню директор прутиком начертил на песке рисунок: крупный план пробы шерсти лучшей в мире овцы шубной породы – романовской. Изобразил, как именно шерсть держит тепло. Кудрявый пух прорастает сквозь жесткую ость, словно через предохраняющую арматуру – потому и не скатывается при носке.
Отара на сотню голов пока что хозяйству сплошной убыток. Зато персонал обеспечен на зиму бесплатными валенками из местного сырья. Но и только. Романовская шерсть идет на комбинезоны, полушубки, шинельное сукно, особо прочный войлок – кошму для тушения пожаров: значит, спрос будет.
Конюшня – 42 поставленных здесь на довольствие и под жокейский тренаж араба, ахалтекинца, орловских рысака – уже сегодня дает доход, не считая даровых удобрений: конский навоз питает почву полтора месяца, много дольше любой другой органики. Правда, от лошадей основная выгода – особого рода. По замыслу инвестора ипподром поможет «место прославить». Сюда из Москвы переселился и семейство на лето перевез чемпион России по заездам на тройках Андрей Корчагин. Строится вторая конюшня; Арзиманов уважил лошадушек покупкой фирменной коневозки с душем и кондиционером.
Будут и домики для гостей. Одна важная персона в Никольском уже появилась – домашний пони Арзиманова по кличке Ярик. Он родной братец того, что был подарен президенту Путину (о Ярике «Северный край» рассказывал). Наш – семидесяти сантиметров в холке, в светском обществе щеголяет в парадном наморднике и накопытниках для ступания по паркету. Сейчас у Ярика что-то вроде летних каникул. Разгуливает на вольном воздухе, подолгу спит в персональном деннике. Мы явились как раз в тихий час, и пришлось уважить просьбы директора его светлость Ярика не беспокоить...
Сам хозяин теперь ездит на ипподром как на службу. Федерации конного спорта дано твердое слово: 16 июля принять здесь лучшие тройки для заездов на первенство России. Надо спешить. А на коварную реплику журналиста – дескать, согласен ли Анатолий Григорьевич с тем, что деньги вкладывает он в сугубо элитное начинание, наш собеседник ответил ну просто классной шуткой:
– Если вы считаете таковым село и жизнь на земле, то очень вам за это благодарен.