Испекли ли пирогов Бушу в раритетной форме и если да, то понравились ли они ему, – сообщений о сем в прессе пока не было.
* * *
Два года (2000-й и 2001-й) фонд «Информатика для демократии», возглавляемый бывшим советником президента Ельцина Георгием Сатаровым, прово-
дил исследование по проблеме «Коррупция в России». Ученые мужи утверждают, что в результате этого масштабного исследования с охватом всей территории страны «впервые в истории изучения коррупции подсчитаны ее характеристики, которые раньше не подвергались изучению, и установлены неизвестные ранее закономерности». Материалы, собранные фондом, подробно осветили и проанализировали многие печатные издания, в том числе и газета «Известия». Вот как выглядят материалы исследования в интерпретации этой газеты.
Главный постулат проблемы состоит в том, что россияне продолжают жить по двум своим извечным заповедям: дающие взятку – «не подмажешь – не поедешь», берущие – «дают – бери, бьют – беги». Основное поле дачи взяток чиновникам – отечественный бизнес. Годовой объем этого рынка – 33,8 миллиарда долларов. Почти столько же составляет вся доходная часть годового бюджета страны. На «бытовую коррупцию» приходится лишь 2,8 млрд. долларов. Зато она задевает самые насущные стороны жизни населения. На поступление в вузы в виде взяток люди тратят 449 миллионов долларов, на бесплатное медицинское обслуживание – 600 млн. Далее в рейтинге бытовой взяткоемкости следуют госавтоинспекция (368 млн.) и суды (274 млн.) По данным исследования, половине опрошенных рядовых граждан приходится решать «гамлетовский вопрос» – давать или не давать взятку. При этом 38 процентов все-таки ее дают, чтобы решить ту или иную проблему. С «нерядовыми» гражданами-бизнесменами взяткодательство случается гораздо чаще. Здесь доля взяткодателей достигает 82 процентов. 75 процентов от суммы «деловых» взяток отдается на уровне муниципалитетов, 20 достается региональным властям и лишь 5 процентов доходит до федерального уровня.
Но здесь исследователи сделали честную оговорку: метод исследования «не охватывает самый верхний уровень коррупции, когда взятки берут довольно редко, но помногу». Что касается эффективности взяток, то лишь 5 процентов опрошенных отметили, что отношение чиновника к взяткодателю после получения мзды не улучшилось. Только 2,2 процента участников опроса сказали, что взятка не помогла разрешить их проблемы. Таким образом, наш родной чиновник – человек по-своему честный: раз взял в карман, значит, сделает, что обещал.
У нас в обществе преобладает мнение, что с приходом нового президента уровень продажно-сти чиновников резко снизился, согласно некоторым утверждениям чуть ли не в 8 раз по сравнению с ельцинскими временами. Исследования же фонда показывают: все осталось по-прежнему. Более того, сам г-н Сатаров считает, что за по-следние годы уровень коррупции несколько возрос.
Взятка, по существу, стала у нас способом существования людей. Социальным и политиче-ским способом, а не только экономическим. Взятка – это как подарок другу на день рождения или цветы любимой женщине. Как же победить эту заразу? Рецепт тут дается такой. Надо неизмеримо больше платить государственным чиновникам и строго контролировать все их действия. Нужно совершенствовать и упрощать законы. Надо подгонять все нормы бытового устройства нашей жизни под интересы человека, а не государства. И только тогда, когда все это будет сделано, давать взятку в России будет постыдно, невозможно и немыслимо.
Когда наступит это благое время и наступит ли оно вообще, никому неизвестно. Если даже и наступит, то всем нам ничего не остается, как только повторить слова поэта о том, что «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
* * *
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов недавно обратился к премьер-министру Михаилу Касьянову с не очень приятной просьбой: разобраться, почему всем известный г-н Чубайс получает зарплату 350 тысяч долларов (почти 11 миллионов рублей) в год. Премьеру, видимо, недосуг разбираться в таких «мелочах», как зарплата главного энергетика государства. За Касьянова в газете «Аргументы и факты» ответил член правления РАО «ЕЭС» г-н Трапезников. Он не стал опровергать утверждение Г. Зюганова о суперзарплате Чубайса. Вместе с тем сообщил, что оклады руководителей РАО устанавливает совет директоров компании, большинство в котором имеют представители государства. Что же касается зарплаты Анатолия Чубайса, то ее можно считать как очень большой с точки зрения простых граждан, так и очень маленькой – по сравнению с зарплатами руководителей других компаний такого ранга не только в мире, но и в России.
С одной стороны, вроде бы ответил на вопрос г-н Трапезников, а с другой – вроде бы нет. Тут уж впору напомнить слова из текста широко известного шлягера: «И не то чтобы да, и не то чтобы нет».
Подготовил Александр МАКАРОВ.