– В наше время одиночка не может двигать прогресс, – убежден заслуженный изобретатель России, председатель областной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Юрий Иванов. – Настоящие изобретения делают только хорошо образованные люди, не считающие для себя зазорным общаться со своими коллегами из других отраслей знаний, потому что именно на стыке наук сегодня можно сделать наиболее важные новшества.
Юрий Алексеевич – частый гость на страницах газеты «Северный край» то в роли комментатора очередного изобретения наших умельцев, то обозревателя областных конкурсов технического творчества, которые его усилиями при поддержке губернатора возрождены с 2000 года. Но ведь не зря и сам организатор ярославских «двигателей прогресса» носит довольно редкий титул заслуженного изобретателя. Пора и о его собственном новаторском таланте поведать читателям, тем более что в этом году ветерану областного технического творчества грядет 70 лет, хотя на вид столько ему не дашь. Энергичный, вечно зараженный идеями своих подопечных – местных Фарадеев и Стефенсонов, он к тому же страстный охотник и рыболов.
Так вот, по мнению Иванова, изобретателем он стал не по гороскопу и не по воле генетики, а благодаря удачному распределению на работу после окончания Ярославского технологического института (ныне технического университета) по специальности инженермеханик.
– Первое мое изобретение появилось лет 45 назад, – рассказал Юрий Алексеевич.– В 1959 году я был приглашен в проектнотехнологический и научноисследовательский институт Ярославского совнархоза (ПТНИИ). Тогда такие институты создавались практически в каждом областном центре в помощь предприятиям, которые по техническому перевооружению за годы войны оказались отброшены назад на несколько лет и нуждались в рационализации производства, совершенствовании технологических процессов. Институт должен был заниматься механизацией и автоматизацией, а потом и компьютеризацией производства, микроэлектроникой.
С ликвидацией совнархозов институт передали в 1965 году в Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Но самое главное, что мы продолжали заниматься конкретными проблемами предприятий нашего региона. Разрабатывали новые технологии. В частности, я занимался такими разработками для ЯШЗ, РТИ, «Резинотехники». Первые мои изобретения касались завода РТИ. Там конвейер сдерживала ручная операция на линии по производству гофрированных трубок для противогазов. Трубку из сырой резины оклеивали тканью, потом формовали гофры на специальном станке и вулканизировали. Мы сделали все операции автоматическими.
Второе, на этом же заводе, механизация удаления опрессовок с отлитых резиновых деталей. На прессах всевозможные сальники, муфты изготовлялись достаточно быстро, а вот дальше – опять ручной труд. Была такая операция – токарь по резине. Женщины на специальных станочках обрезали облой и зашкуривали швы. Непроизводительно и товарный вид детали некачественный. Мы придумали простое устройство. Детали из пресса замораживали в жидком азоте, после чего облой легко и ровно обламывался. Еще четыре изобретения наш конструкторский отдел, где я был ведущим по тематике механизации и автоматизации резинотехнических производств, внедрил на шинном заводе для обрезинки вентилей автокамер. А всего за время работы в ПТНИИ я зарегистрировал 12 изобретений.
Все они были разработаны не по вдохновению свыше, а по заданию, по тематическому плану автоматизации и механизации трудоемких процессов. Мне эта работа очень нравилась, хотя гонорары за изобретения тогда строго ограничивались. Существовала даже шкала: чем выше экономический эффект, тем меньший процент премии от этого эффекта получал изобретатель. Но зато мы могли тогда очень быстро создать изобретенный механизм или машину в металле на опытном заводе нашего института, и затем новшество на наших глазах внедрялось на производстве.
Некоторые из наших разработок и по сей день применяются на ярославских предприятиях.
В 1974 году инженеру с новаторской жилкой предложили возглавить областной совет ВОИР. Первое время он еще по инерции продолжал и, будучи председателем, создавать всевозможные приспособления. Но однажды на собрании ему заметили: «Изобретателей у нас много, а председатель один. Поэтому все ваше время должно быть посвящено организации работы новаторов».
Изобретателей тогда было действительно много.
– До 1990 года, – утверждает Юрий Иванов, – у нас насчитывалось около 35 тысяч активных авторов новшеств. Была официальная отчетность. На каждое предприятие мы заводили карточку, в которой указывалось число заявок на изобретения, количество авторов, их использованных в производстве работ. На рубль затрат от внедрения предложений предприятия в среднем получали 16 рублей экономии. С тех пор, как внедрение изобретений стало частным делом акционерных обществ, статистики по новаторам никто не ведет, эти показатели изъяты из обязательной отчетности. Но в 2000 году мы возродили конкурсы среди предприятий области по активизации изобретательской деятельности. В них участвует 100 наиболее крупных предприятий, где руководители сохранили структуры, ответственные за рационализацию и изобретательство, составляют, как в прежние времена, тематические планы по расшивке «узких» мест на производстве. Мы насчитали на этих производствах 1857 авторов изобретений и рационализаторских предложений. То есть активность новаторов даже на передовых заводах в 15 раз меньше. Причины тут разные. Объективная – в том, что «железного занавеса» не стало. Проще и быстрее заимствовать уже изобретенное гдето за рубежом приспособление, купить готовую технологию. Интернет расширил возможности подобных поисков. Субъективная – в том, что государство необоснованно отстранилось от процессов технического творчества.
Совет ВОИР в новых условиях выступает не только как организатор конкурсов, но в первую очередь как консультант и эксперт изобретателя, помощник в патентном поиске, в защите интеллектуальной собственности вплоть до участия в судах по авторскому праву. Поддерживают тесную связь с «генеральным штабом изобретателей» бюро по рационализации и изобретательству многих крупных предприятий и акционерных обществ. В числе наиболее активных по новаторской работе Иванов отметил НПО «Сатурн», ОАО «Автодизель», ОАО «Паксистем».
– Кстати, наша область далеко не из худших в России по инновациям, – замечает Юрий Алексеевич. – На сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента) ежегодно публикуются аналитические данные по изобретательству в России и регионах. За год по подаче в этот орган заявок на ноухау мы заняли 4е место в Центральном федеральном округе после Москвы, Московской и Владимирской областей и 21е в Федерации. Лучше многих у ярославцев дела по использованию изобретений. В новаторстве мы уступаем в ЦФО только Москве, Московской, Липецкой и Тульской областям, а в России у нас 17е место.
И во многом дух технического творчества поддерживается на Ярославской земле благодаря активной работе с новаторами председателя областного отделения ВОИР Юрия Иванова, профессионально изучившего за 32 года на этом посту рычаги и стимулы технического творчества.