У работников бывшего Всесоюзного научно-исследовательского и конструкторско-технологического института асбестовых технических изделий, ныне «ТИИР» (технология и инженерные разработки) есть все основания гордиться своим предприятием и благодарить своего руководителя. У коллектива была реальная перспектива в 1992 году, когда госбюджет не выделил
ВНИИАТИ ни копейки, разделить судьбу большинства отраслевых институтов – сократить до минимума штаты и за гроши продавать лицензии на свои разработки, а то и вовсе самоликвидироваться и сдавать в аренду помещения. Вместо этого за десять лет работы в рынке фирма «ТИИР» с 700 работников выросла до 1000 и является сегодня ведущим в России и странах СНГ разработчиком и производителем фрикционных изделий (тормозных накладок и колец сцепления), а также ряда уплотнительных изделий и прокладочных материалов. Каждое третье из фрикционных изделий, производящихся на территории бывшего Союза, изготовляется здесь.
– Тогда, в 1992 году, – рассказывает Михаил Захарович, – мы решили создать свое производство на базе тех научных и конструкторских разработок, которые мы имели, и самим зарабатывать деньги. Начинать пришлось буквально с нуля. В опытном производстве оборудования было много, но устаревшего морально и физически, к тому же рассчитанного на выпуск опытных образцов чуть ли не всей номенклатуры изделий, производящихся в отрасли. То есть на этой базе наладить серийный выпуск каких-либо изделий было невозможно. Но были и плюсы. Мы, как Всесоюзный институт, первыми освоили и получили образцы безасбестовых фрикционных материалов. Уже в то время все асбестовые накладки и кольца по требованиям экологических международных стандартов не допускались к применению на транспорте и в другой технике. А заводы отрасли еще только осваивали по нашим регламентам производство таких изделий. И тут мы имели шанс стать лидерами и не упустили его. Мы располагали и самыми квалифицированными кадрами в этой области, и достаточными производственными площадями. Ставку сделали на фрикционные изделия двух основных видов: накладки тормозов и узлов сцепления. Первой задачей поставили попасть на конвейеры автозаводов и выполнили ее, затем стали осваивать розничный рынок.
– Вам ведь противостояла мощная конкуренция в лице хотя бы того же Ярославского ОАО «Фритекс». Как удалось завоевать свою нишу на автомобильном рынке?
– Мы не стали соревноваться с ними в том, в чем они единственные в своем роде производители, например, в выпуске армированных уплотнительных материалов для прокладок блока цилиндров двигателей. А в изготовлении деталей тормозов и узлов сцепления пошли по принципу их более качественного изготовления, не в виде заготовок, а в виде изделий высокой готовности, не требующих большой доработки на автозаводах или на предприятиях по производству запчастей, мастерских автосервиса. По мере завоевания рынка, наращивали и объемы. Большую часть заработанных средств старались направлять на новое оборудование.
В начале для формовки изделий мы имели всего три исправных 500-тонных пресса, сегодня в цехе автотракторных деталей таких прессов несколько десятков. Каждый год мы приобретаем новые станки и агрегаты, заменяем старое оборудование. Сегодня мы производим более 250 типоразмеров накладок сцепления, накладок дисковых и барабанных тормозов для всех моделей отечественных легковых и грузовых автомобилей, для мототехники, рельсового транспорта. В числе наших потребителей ОАО «ВАЗ», «ГАЗ», «УралАЗ», АМО «ЗИЛ», «ИЖмашАвто», «ЗМА», а также наш «Автодизель» и Минский тракторный завод и другие. А для жигулевской «десятки», газовской «Волги» используются только наши тормозные накладки.
С нуля мы вышли за десятилетие на объем в 2,5 миллиона фрикционных изделий в год.
Высокая оценка, которую дал руководителю ОАО «ТИИР» муниципалитет Ярославля, это и дань уважения за отличное состояние территории предприятия, расположенного в центре жилого массива, его экологическую безопасность. «ТИИР» в буквальном смысле утопает в зелени, на его территории не найдешь ни нагромождений демонтированного оборудования, ни штабелей упаковки. Ровно постриженные газоны, аллеи из голубых елей – все это, как и превосходное качество продукции, свидетельствует о высокой культуре производства и работающих на нем людей, которых мы от всей души поздравляем с профессиональным праздником – Днем химика.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.