Но прежде чем вы построите дом, магазин, вам непременно стоит позаботиться о том, как подключить их к электрическим сетям. Прошло время, когда все заботы об этом брало на себя государство и к районам массовой застройки за бюджетные деньги заранее протягивались линии ЛЭП, устанавливались подстанции. Теперь, чтобы обеспечить новые объекты электричеством, энергокомпании вынуждены сами развивать сети.
На первый взгляд новые потребители энергетикам во благо. Ведь как в любом производстве, в энергетике чем больше объем производимой продукции, тем выше производительность труда, отдача от вложенных средств, весомей прибыль. И будь наш рынок классическим, ориентирующимся только на спрос и предложение, энергокомпании были бы кровно заинтересованы вкладывать средства в развитие мощностей и сетей, чтобы продавать все больше киловатт.
– Реальная ситуация в России далеко не такая, – объясняет начальник производственнотехнического отдела ОАО «Ярэнерго» Алексей Юрьевич Смирнов. – Все дело в том, что в большинстве региональных сетевых компаний в последнее время в тарифе на передачу электроэнергии практически отсутствовала инвестиционная составляющая – средства на новое строительство. А тарифы эти устанавливаем не мы, а государство. Основу тарифа составляет себестоимость передачи электроэнергии, которую мы еще с цифрами в руках должны доказать департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, представляя сведения о наших текущих затратах. Разумеется, в себестоимости есть некая учтенная доля амортизационных расходов. Но ее хватает только на то, чтобы заменить вконец изношенное оборудование, поддерживать в рабочем состоянии то, что имеется. Расширять производство, строить новые ЛЭП и подстанции на эти средства невозможно.
При этом у нас в Ярославле и области спрос на присоединяемую мощность потребления электроэнергии непрерывно растет. Добавим к тому программу развития областного центра к 1000летию Ярославля, губернаторскую программу развития уличного освещения на селе.
В этом году проблема, о которой мы вели речь с Алексеем Юрьевичем, наконецто получила свое разрешение. Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов, администрацией Ярославской области согласованы и окончательно утверждены тарифы на технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям. Построил дом, магазин, установил дополнительное оборудование, потребляющее электроэнергию, – изволь кроме платы по тарифу за потребленные киловаттчасы заплатить за подключение. Из этих дополнительных средств и создается инвестиционный фонд на развитие сетей.
Механизм оплаты этой процедуры обсуждался довольно долго, с момента выхода федерального закона от 26.03.2003 «Об электроэнергетике». Шли трудные дебаты в правительстве и особенно в Госдуме РФ, какая форма оплаты была бы справедливей, делать ли плату за мощности отдельной или включать ее в тарифы на потребленную электроэнергию. Они продолжались и после того, как постановлением Правительства РФ были утверждены правила, определяющие порядок подключения новых потребителей. Саму плату и ее размеры потребители долго принимали в штыки, считая необоснованными такие поборы.
Выдвигались, в том числе и у нас в регионе, рядом депутатов и предпринимателей такие, например, предложения: почему бы в обмен на инвестиции в строительство сетей компании не выдать инвесторам соответствующее количество своих акций или просто включить инвестиционную составляющую в основной тариф на потребление электроэнергии? Все будут участвовать тем самым в развитии электроснабжения, и никому не будет обидно. Но эти же дебаты позволили выявить, что такой подход был бы несправедливым. Представьте себе, что вы много лет пользовались существующим подключением к сети, исправно платили за потребленную электроэнергию, никаких новых приборов или электрооборудования вам не требуется, а с вас вдруг возьмут дополнительные деньги только потому, что ктото в городе хочет построить еще один дом и подключить его. Логика подсказывает: справедливо спросить инвестиции с тех, кто подключается вновь. К такому выводу пришли и органы государственного регулирования и согласовали раздельную оплату тарифов на пользование электроэнергией и на подключение новых мощностей.
Потребитель потребителю рознь. И в утвержденных тарифах есть соответствующая дифференциация.
К примеру, физические лица, которые запрашивают для освещения своего жилья или садового домика и включения электроприборов мощность до 15 киловатт, платят за подключение 5,5 минимального размера оплаты труда, то есть всего 550 рублей.
Для всех юридических и физических лиц, запрашивающих более 15 киловатт, тарифы поделены на территориальные зоны и категории надежности электроснабжения. Порядок цен такой. По Ярославлю 9 тысяч за киловатт, по районным центрам – 4 тысячи за киловатт, в сельской местности – 3 тысячи за киловатт, без учета НДС. Что касается категорий надежности, то добавляется коэффициент 1,1 для второй категории и 1,2 для первой. К первой категории относятся, например, важные объекты жизнеобеспечения, такие, как котельные. К ним требуется подведение резервных линий электропередачи, поэтому и тариф больше.
– Утвержденные тарифы, – добавил Алексей Юрьевич Смирнов, – более щадящие для потребителя, чем те, которые на самом деле нужны для строительства новых ЛЭП и подстанций. Но мы удовлетворены тем, что достигли взаимопонимания с органами госрегулирования и потребителями и получим средства на обновление сетей, изношенность которых, особенно сетей низкого напряжения, по области очень велика.
– Согласование шло трудно. Ведь мы понимаем, что плата за технологическое присоединение отразится, например, на стоимости строящегося жилья, которое у нас и без того недешево, на ценах товаров и услуг, – комментирует факт установления тарифов на технологическое подключение к электрическим сетям директор департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов администрации Ярославской области Александр Иванович Коротков. – Поэтому долго искали компромисс. И вот когда было принято постановление Правительства РФ, которое определило правила расчета тарифов, а Федеральной службой по тарифам – методика, как правильно рассчитывать эту плату, мы получили законодательную базу для установления размеров справедливой и необходимой оплаты этой процедуры.
– С 1 января 2006 года полномочия по регулированию тарифов на технологическое подключение переданы нам, на региональный уровень. На основе этой законодательной базы, данных нам полномочий мы рассмотрели расчеты, которые были сделаны ОАО «Ярэнерго». Они были нами проверены, более того, согласованы с экономическим советом области, куда входят представители крупных, средних и мелких предприятий, уважаемые люди области. Подошли мы к решению вопроса непросто. Но понимая, что у нас очень большой износ электрических сетей, что их нужно развивать, повышать надежность, приняли решение об установлении тарифов.
В Центральном федеральном округе мы утвердили тарифы на технологическое присоединение в числе первых семи областей. Поскольку эти тарифы устанавливались впервые, мы советовались с руководителями органов госрегулирования соседних областей, и в регионах Центра расценки достаточно похожие по суммам и по правилам их назначения.
Теперь, после всестороннего согласования тарифов на технологическое присоединение потребителей, существует надежный механизм финансирования развития электросетевого хозяйства, снято еще одно препятствие к строительству и вводу в эксплуатацию жилья, объектов социальнобытового и культурного назначения, новых мощностей электропотребления.
Гость | 02.06.2011 в 13:29 | ответить0
Как подключить недостроеный дом в сельской местности