Митрополичьи палаты обрели новую крышу. Не в переносном смысле этого слова, как сейчас часто говорят, а в самом прямом. Старая кровля, перекрытая в последний раз никто уже не помнит когда, прохудилась и доставляла много хлопот расположенному здесь отделу древнерусской живописи Ярославского художественного музея. В минувший вторник музейщики вышли на субботник, собрали и подготовили к вывозу остатки прогнившего дерева и железа. А за несколько дней до того устроили для работавших здесь строителей из фирмы «Вершина» чаепитие с пирогами.
Так завершилась эпопея, продолжавшаяся без малого четыре месяца, – на первый взгляд прозаичная, она обозначила очередной этап в жизни этого уникального, единственного в своем роде на Ярославской земле здания.
Дом этот – редкий образец гражданской архитектуры XVII века. Несмотря на то, что он принадлежал высокому духовному лицу, по нему можно судить, как в то время выглядели жилые постройки города. Ведь в основном от Ярославля трехсотлетней давности сохранились только храмы. Палаты принадлежали ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, автору замысла и заказчику Ростовского кремля. В Ростове палаты Ионы не сохранились, в Ярославле же у них оказалась более счастливая судьба.
Впрочем, так можно сказать только с известной оговоркой. По мнению исследователей, Митрополичьи палаты – лишь часть бывшего когда-то на Стрелке ансамбля. Рядом с существующим зданием стояли когда-то хозяйственные постройки усадьбы митрополита. Дом соединялся целой системой переходов с Успенским собором, на которых в свою очередь Иона Сысоевич соорудил церковь Леонтия Ростовского. Весь многоуровневый ансамбль в архитектурном смысле находился, таким образом, в родстве с ансамблем Ростовского кремля.
Здание Митрополичьих палат после июльских событий 1918 года практически лежало в руинах. Его восстановил в 1920-е годы знаменитый архитектор-реставратор и ученый Петр Дмитриевич Барановский. Специалисты называют это чудом возвращения «каменного дворца семнадцатого века». Интересно, что во время ремонта кровли плотники полностью заменили обрешетку и частично – стропила, которые оставались еще со времен Барановского.