В соответствии с соглашением между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) для финансирования Проекта по управлению окружающей средой было выделено 110 млн. долларов. Половина – на разработку компонентов технической помощи, половина – на реализацию Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.
Правительство поручило реализацию проекта Минприроды России, а министерство создало в Москве Центр подготовки и реализации международных проектов технического содействия (ЦПРП).
Пар ушел в гудок
Надобность в этой надстройке объясняется очень легко, если принять во внимание особый статус тех везунчиков, что стали сотрудниками центра. Их среднемесячная зарплата в 2000 году составила 49874 рубля, что в 16 раз выше, чем в нынешнем Министерстве природных ресурсов. Но еще более облагодетельствованными оказались зарубежные консультанты. Их привлечение для разработки проекта МБРР поставил обязательным условием.
Ежемесячно иностранцы зарабатывали 28 – 30 тыс. долларов. Подобное трудоустройство зарубежных специалистов и целых фирм-консультантов сопровождает, как правило, все проекты в России, финансируемые на займы МБРР. Но в данном случае доля на оплату их услуг превышала все разумные пределы – более трети займа. Проект, таким образом, стал откровенной кормушкой для иностранных спецов.
Проверка Счетной палатой РФ использования займа для финансирования Проекта по управлению окружающей средой в 1999 – 2000 годах, завершенная 16 октября прошлого года, показала, что объем средств, фактически израсходованных на техническую помощь (наем персонала и консультантов, закупку оборудования, издание всякого рода инструкций, обоснований, рекомендаций), за пять лет работы ЦПРП составил 51 млн. долларов, или 92,9 процента средств, выделенных на эти цели. Из них 19,5 миллиона ушли обратно на Запад за услуги иностранцев.
В то же время объем средств, использованных на реализацию Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ), – всего лишь 5 млн. 335 тыс. долларов США, или менее 10 процентов от второй половины займа, выделенной на эти цели.
Сегодня срок реализации проекта уже истек, а 40 млн. долларов, предназначенных на организацию инвестиций в охрану природы России, так и остаются неиспользованными. Федеральный бюджет несет ежегодные потери в объеме 230 тыс. долларов США в связи с уплатой комиссионных за резервирование неосвоенных средств.
Высокие зарплаты
– грошовые результаты
Ярким примером столь «эффективного» расходования займа могут послужить результаты работы Верхневолжского филиала ЦПРП. Московский центр распределил деньги на три филиала – кроме нашего еще в Северокавказский и Уральский.
В 1996 году между Минприроды, ЦПРП, межрегиональным Верхневолжским экологическим советом, администрациями Вологодской, Ивановской, Костром-ской и Ярославской областей было заключено соглашение о совмест-ной деятельности по реализации Проекта по управлению окружающей средой. Работа должна была идти по четырем «подкомпонентам», в переводе на русский – подразделам проекта: «экологическая политика и регулирование природоохранной деятельности», «экологическая эпидемиология», «политика и стратегия комплексного регионального управления водными ресурсами» и «регулирующая система (?!) управления опасными отходами на региональном уровне».
Заказчиками этой «наукоемкой» продукции выступили комитеты по охране окружающей среды названных областей. Верхневолжский филиал был открыт в 1994 году в Рыбинске и про-
существовал там до 1 марта
1999-го, истратив на кипучее создание подкомпонентов 3 млн. 421 тыс. долларов. После ликвидации на основании приказа из столичного центра он через два месяца возродился в Ярославле.
К сожалению, в акте Счетной палаты не указано, какая сумма была выделена Верхневолжскому филиалу на эти четыре года, но, судя по общему отчету, и с 1995 по 1999 год активно тратились средства только на производство бумаг.
На долю филиала ярославского периода оставалось 2 млн. 306 тыс. долларов. Вы можете уже догадаться, что из них, как и из всей суммы кредита, выделенного России, была израсходована только половина, та, которая предназначалась чиновникам от экологии на создание подкомпонентов – 1 млн. 177 тыс. долларов.
Первую графу в расходах филиала на собственные нужды занимает строка «штатный персонал». Речь идет, конечно же, о зарплате, но как-то завуалированно. И это не случайно. В первый же год с 27 апреля 1999-го филиал затратил по этой позиции за восемь месяцев 76 тыс. долларов. А из штатного расписания известно, что «к реализации проекта в Верхневолжском регионе привлекались 3 единицы»: директор, секретарь и бухгалтер. Стало быть, размеры зарплаты этих трех единиц были на зависть министрам – более 3 тыс. долларов в месяц. Но, может, работа того стоила?
Явили чудо и забыли
Одним из продуктов деятельности ЦПРП, который можно было не только увидеть на бумаге, но и пощупать руками, стала передвижная лаборатория на базе автомобиля «Фиат». Она предназначена для экспресс-контроля и определения более 1300 компонентов загрязняющих воду веществ. На ее приобретение из средств займа было потрачено 56 тыс. долларов. Первый выезд лаборатории был превращен в настоящее шоу с участием руководителя управления охраны окружающей среды Евгения Сабурова, который охотно рассказывал журналистам, какие прекрасные возможности для быстрого обнаружения загрязнений воды и принятия немедленных мер по их устранению открывает эта чудо-машина.
Однако о лаборатории быстро забыли.
«Со дня закупки лабораторного оборудования на момент проверки, – написано в акте Счетной палаты, – оно не использовалось по прямому назначению в связи с отсутствием аварийных и залповых загрязнений воды». Специалисты облкомприроды объяснили простой дорогой игрушки высокой стоимостью реактивов и тем, что потребность в анализах ограничивается всего 15 веществами. Зачем же было тратить более 1,7 млн. рублей на ненужную вещь?
Вторым осязаемым продуктом деятельности филиала могла бы стать информационно-аналитическая система поддержки принятия управленческих решений. Но она может быть использована только как демонстрационная, так как в ней были заложены базовые данные 1996 года, и к моменту проверки они так и не обновлялись, а с переездом комитета после слияния с управлением лесами в его здание за Волгу оргтехнику системы попросту включать стало не во что.
Ненужные инвестпроекты
Других материально ощутимых ценностей от деятельности Верхневолжского филиала более не сохранилось, за исключением обилия оргтехники, переданной в ходе его окончательной ликвидации 1 апреля 2001 года. Оказалось, что на три штатные единицы приходилось 22 ком-пьютера, 11 принтеров, 3 факса и 2 сервера. Правда, как пояснил Евгений Генрихович, в самом офисе ЦПРП они и дня не стояли. Все это богатство директор филиала, он же председатель инвентаризационной комиссии Валерий Бабюк передал во «временное пользование» экологическим организациям: Ярославскому, Тверскому, Костромскому областным комитетам природных ресурсов, комитетам Рыбинского и Некрасовского муниципальных округов, Институту биологии внутренних вод РАН, ЗАО «Хальдор Топсе», клубу «Зеленая ветвь» и... Кировскому РУВД Ярославля. Как пояснил Сабуров, в качестве платы за охрану помещений.
Ценность наработанной в изобилии бумажной продукции определить сложнее, поскольку ее эксклюзивность вызывает сомнение. Во всяком случае, ревизоры Счетной палаты отметили как явное нарушение закона привлечение для разработки подкомпонентов в качестве консультантов и экспертов государственных служащих исполнительной власти, занимавших ответственные посты. «Проверка техниче-ских заданий и отчетов госслужащих, – пишут они в акте, – показала, что речь идет об обработке информации, которой они владеют по роду своих служебных обязанностей». То есть федеральные и региональные чиновники получали деньги за разработки, являющиеся на самом деле результатом коллективных усилий возглавляемых ими учреждений. А стало быть, представить их ЦПРП они были обязаны бесплатно. В роли консультантов выступали, к примеру, председатели комитетов облкомприроды, чего не отрицает и Евгений Сабуров, ныне заместитель председателя комитета природных ресурсов, оправдывая незаконное совместительство специальным поручением министерства.
В акте сделана оценка этих самых подкомпонентов с точки зрения их эффективности: «По данным подкомпонента («экологическая политика и регулирование», на который истрачено более полумиллиона долларов), в результате мероприятий... для Ярославской области снижение выбросов в воздух составило 3181 тонну, а в воду – 1167 тонн и по отходам – 185 тысяч тонн. Следует отметить, что указанные результаты снижения загрязнения окружающей среды в Ярославской области были достигнуты за счет средств областного бюджета, областного и местных экофондов, средств муниципальных образований, собственных средств предприятий области, а также за счет средств федерального бюджета». Иначе говоря, без помощи ЦПРП.
О другом подкомпоненте – «улучшение качества питьевого водоснабжения» – в акте еще более резкий отзыв. Ревизоры отмечают, что эта работа должна была приниматься органами Госсанэпиднадзора. Если бы это было сделано, то едва ли итоги реализации подкомпонента были бы приняты. Это подтверждается справкой о состоянии питьевого водоснабжения в Ярославской области, подписанной главным санитарным врачом обла-
сти Сергеем Мелюком.
Сергей Анатольевич, в частности, отмечает: «Состояние систем водоснабжения в Ярославской области ухудшается с каждым годом... не вводятся новые методы очистки, соответствующие уровню загрязнения воды, руководители водопроводно-канализационных предприятий сознательно из-за недостатка средств и энергии нарушают технологию очистки воды». И далее: «В области разработано большое количество различных планов, но ни один из них не реализуется, в том числе план мероприятий на 1999 – 2000 годы». То есть дело не в недостатке планов и меро-приятий, на которые миллионы долларов щедро тратил филиал ЦПРП, а в недостатке средств для их осуществления.
Ну а как же с теми инвестиционными экологическими проектами, ради поддержки и доказательства необходимости которых для охраны природы России и создавался ЦПРП? А никак. Счетная палата констатирует, что предприятиями области совмест-но со специалистами Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды, на которую из займа МБРР выделялись остальные 55 млн. долларов, подготовлено 7 инвестпроектов на общую сумму 29 млн. 560 тыс. долларов. Шесть из них были одобрены РПОИ и администрацией области и приняты МБРР. Это проекты снижения загрязнения Волги шинным заводом, предотвращения атмосферных выбросов в ОАО «Ярославский технический углерод», очистки донных отложений озера Неро с организацией производства сапропеля, переработки нефтеотходов в ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», организации безопасных производств лакокрасочных материалов в ОАО «Лакокраска» и ОАО «Русские краски».
На эти действительно реальные дела, несмотря на титаническую деятельность филиала, по сей день не выделено ни копейки. Заем МБРР на эти цели предполагался под гарантии администрации Ярославской области, но выяснилось, что областной бюджет не рассчитался перед федеральным бюджетом по централизованным кредитам и долговым обязательствам за 1992 – 1994 годы. Можно это было предвидеть в 1995 году и не встревать в авантюру с новыми займами? Можно и нужно.
Вывод Счетной палаты в отношении эффективности работы филиала ЦПРП таков: «Ряд наработанных документов носит рекомендательный характер и не имеет широкого практического применения. Многие документы, подготовленные на первом этапе реализации указанного плана, утратили свое практическое значение, разработки по совершенствованию природоохранной деятельно-сти в рамках займа не имеют долж-ной организационной, кадровой и финансовой поддержки для их дальнейшей реализации».
Ворох подготовленных бумаг в свете этого факта оказался просто макулатурой. А заемные средства надо возвращать с процентами и комиссионными, которых за эти годы набежало 17 млн. долларов. Их негде взять, кроме как у налогоплательщиков, в том числе и ярославских.