Теперь, по словам заместителя мэра Ярославля по строительству Владимира Смирнова, с москвичей возьмут 15 процентов от стоимо-сти будущего жилья (деньгами или квартирами) для компенсации расходов, связанных с расселением и освобождением площадок под строительство. Может быть, сносить-то во Фрунзенском районе ничего и не придется (а значит, и расселять), но таково правило – все застройщики в Ярославле обязаны перечислить некую сумму на эти цели.
Кроме того, москвичи должны будут потратить еще до 20 процентов от стоимости будущих многоэтажек на создание инженерной инфраструктуры и подключение к ней своих объектов. Если цена этих работ превысит 20 процентов (а она в незастроенных районах, где далеко приходится тянуть трубы и коммуникации, доходит до 60 процентов от стоимости строительства дома), то здесь часть расходов понесет уже мэрия Ярославля. В итоге получается, что московские инвесторы вместо первоначальных 50 – 55 процентов от стоимости строительства домов отдадут мэрии всего 35 процентов.
Но Владимир Смирнов посоветовал не обольщаться обещанной дешевизной москов-ских квартир: «Дай бог, чтобы у них жилье было в наших ценах». В этих словах прозвучала неподдельная гордость за ярославские цены (одни из самых высоких в Центральной России) и наш строительный комплекс.
Согласно последним договоренностям столичные инвесторы будут лишь финансировать строительство домов. На площадках предстоит трудиться ярославским строителям, которые возведут дома из местных материалов. Мэрия Ярославля обязалась самостоятельно модернизировать наш ДСК, чтобы увеличить его мощности по производству панелей с 15 – 20 до 50 тысяч в год. Дополнительные 30 тысяч панелей в год и обязуются брать москвичи на строительство многоэтажек.
Что касается собственно цен на жилье в Ярославле, то, согласно данным городских властей, за последние три года стоимость 1 кв. м общей площади в жилых домах увеличилась с 1900 – 2750 до 8000 – 10500 рублей, то есть в 4 раза. Объясняют столь бурный рост цен на жилье мэрские чиновники просто: рост курса доллара, инфляция и новые требования к строительству. Особенно упирали на новые стандарты строительства: меняем деревянные оконные рамы на пластиковые, они сохраняют тепла на 30 – 40 процентов больше, но намного дороже. Депутат Александр Цветков на заседании муниципальной комиссии по экономике, где обсуждался этот вопрос, удивился: неужели за счет этих изменений жилье подорожало в 4 раза? Ему тут же напомнили, что доллар подорожал за последние годы в 5 раз. На этом дискуссия сошла на нет.
Чиновники из администрации Виктора Волончунаса при этом заявили, что врут те, кто утверждает о солидных поборах (отчислениях) во внебюджетный фонд мэрии, без которых нельзя получить разрешение на строительство жилья.
– Это все липа, – заявил зам мэра Владимир Смирнов. – Город берет у застройщиков только один сбор, который тратится на расселение домов и расчистку площадок. Он составляет от 8 до 30 процентов от стоимости строительства в зависимости от района города: в Брагине – 8, во Фрунзенском районе – 15, в центре – до 30, хотя и этого мало. Больше мэрия ничего не берет с застройщиков.
Так как на заседании комиссии не было тех, кто имел удовольствие платить мэрии при строительстве, никто высокопоставленному руководителю не возразил.