Год 2001-й для городского хозяйства был в общем-то успешным, хотя и начинался с проблем. Трудности возникли из-за большого дефицита городского бюджета. Когда стало ясно, что на развитие городского хозяйства мы все-таки получим дополнительно 80 миллионов рублей, в действие было запущено 12 специальных программ, утвержденных муниципалитетом и направленных на оздоровление ситуации в городе в целом. Пришлось разрешать и оперативные ситуации. Весной прошлого года возникли проблемы с крышами. Они разом проху-дились и потекли. Около 600 строе-ний требовали ремонта кровли или замены ее. Конечно, с общим объемом работ справиться пока не удалось, но 231 крыша уже отремонтирована. Будем заниматься проблемой дальше.
Начали приводить в порядок внутридомовые сети. Освоили на их ремонте около 30 миллионов рублей. Но и здесь предстоит сделать еще очень и очень многое, ведь сотни домов не ремонтировались их бывшими хозяевами – промышленными предприятиями на протяжении десятков лет. Инженерные коммуникации в них обветшали настолько, что слесаря боятся прикасаться к ним, иначе те рассыплются. Нарекания со стороны жильцов в этом плане оправданы, но пока мы вынуждены из худшего выбирать самое худшее и там вести ремонт. Граждане должны нас понять, не все получается так, как хотелось бы. Денег не хватает, но работу по замене внутридомовых сетей мы продолжим.
Вопрос о деньгах – очень серьезный. Будут они – будет и все остальное. По крайней мере, мы располагаем кадрами, готовыми работать, совершенствуется в определенной мере техническая база городского хозяйства. Но давайте разберемся. Нас часто упрекают в неоправданном повышении цен за коммунальные услуги, росте квартплаты. Некоторые только к этому и сводят смысл жилищно-коммунальной реформы. Но, во-первых, стоимость услуг повышает не мэрия или ДГХ, а правительство. Есть специальное постановление, а мы только его выполняем. Пока поменялся лишь приоритет в оплате жилья: раньше население оплачивало его на 30 процентов, а 70 выделялось из городского бюджета, теперь – нао-борот. Но в конечном итоге все 100 процентов оплаты жилья и коммунальных услуг будут возложены на плечи населения – это уже ни для кого не секрет.
Во-вторых, учитывая ситуацию в городе, повышение цен в Ярославле ведется плавно, а не обвалом. К тому же предусмотрены меры социальной защиты граждан – пенсионеров и малоимущих, для которых выделены так называемые жилищные субсидии. Сегодня их у нас получают 15 процентов горожан, а в 1999 году мы могли предоставлять их только пяти с небольшим процентам. Не позволял бюджет.
В-третьих, тех денег, что собирают ДЕЗы с населения, на реальное содержание жилищной сферы не хватает. К тому же полгорода имеет различные льготы в оплате жилья и коммунальных услуг. Деньги эти должны выплачивать бюджеты разных уровней – от федерального до ведомственных. Но не выплачивают. И задолженность с их стороны составляют 250 миллионов рублей.
Еще один резерв: 50 миллио-нов рублей составляет задолженность по квартплате со стороны населения. Это же львиная доля всего прошлогоднего нашего бюджета! Получить их тоже проблема-тично, хотя в других городах к долж-никам принимают жесткие меры.
Таким образом, одна из главных наших задач – поиск денежных средств на выполнение программ. Тут надо понять, что источник реализации последних – не только бюджетные средства. Это еще и сэкономленные деньги, причем по всем позициям. Снизить, к примеру, насколько возможно, потери энергоресурсов. «Северный край» уже рассказал о том, что делается в этом направлении. Ищем, осваиваем, учимся и учим экономить, иначе ничего не получится. Каждый житель Ярославля должен четко осознать, что состояние подъезда, дома, в котором он живет, двора, улицы, не просто зависят от него самого, но и на его деньги обновляется, существует. Городской бюджет ведь тоже формируется из наших с вами денег. Так что надо беречь город, дом, подъезд, уличный фонарь, даже скамейку во дворе.
Вот возьмем благоустройство. В течение многих лет мы почти не занимались ремонтом дорог. Просто не было на это средств. Сейчас такая возможность появилась. Если в 1999 году мы смогли отремонтировать только 180 тысяч квадратных метров покрытия, то в 2001-м уже перешагнули 300-тысячный рубеж и вышли на объем 1987 года. Причем ужесточили контроль за качеством работ, привлекли специализированные предприятия, которые имеют хорошую материально-техническую базу. В результате у нас появились мощеные улицы, они отвечают современным требованиям градостроительства, безопасности и удобства граждан.
Стараемся сохранить и тот зеленый наряд, которым всегда славился Ярославль. Квадратные метры зелени в городе не сократились, а по высадке цветочной продукции даже увеличились. Предстоящее лето это вновь всем докажет!
Общественный транспорт – еще одна составляющая город-ского хозяйства. Ярославцы видят, как обновляется парк троллейбусов, трамваев, автобусов, на это уже потребовались в 2001 г. более 100 миллионов рублей только городских средств. Помогает решать проблему и развитие сети маршрутных такси, обслуживаемых в том числе и частными предпринимателями.
Вообще, мы стараемся держать курс на развитие в жилищно-коммунальной сфере рыночных услуг. Это здоровая конкуренция с муниципальными службами, от чего выиграть должен горожанин. В Ярославле, например, сейчас действует 134 товарищества собственников жилья, 79 из них уже взяли на себя функ-ции по его содержанию. На конкурсной основе они могут выбирать тех, кто будет заниматься обслуживанием и эксплуатацией зданий. Естественно, приоритет будет у тех, кто делает это лучше и дешевле.
12 программ... О каждой из них мы будем еще говорить на страницах «Северного края», объяснять населению их суть, задачи, искать и поддержки. Она необходима хотя бы в вопросах воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма по отношению к городу, бережному отношению ко всему, что в нем есть. Пока же вандализм очень мешает городскому хозяйству жить и развиваться. Сколько денег уходит на восстановление утраченного из-за хулиганства, варварского отношения к лифтам, например, даже обычным урнам. Все это оборачивается в тысячные за-траты, которые вновь и вновь надо выкраивать из городского бюджета. Зачем?! Надеемся, что общественность города поможет нам в решении такой важной проблемы, как воспитание общей культуры горожан, ведь сознательный, воспитанный человек не позволит себе хамски относиться к тому, что создается с таким трудом руками других людей.
В преддверии профессионального праздника хочется поздравить с ним весь 16-тысячный коллектив работников городского хозяйства, ежедневно заботящихся о том, чтобы в кранах наших была качественная вода, на улицах было чисто, в домах тепло и светло. Пожелать им здоровья, благополучия. Да, у нас много проблем, проблем нерешенных. Может быть, не везде тактично и внимательно встретят клиента, квартиросъемщика, но большинство работающих в нашей сфере людей все-таки преданы своему делу, стараются служить ему как можно лучше, хотя и зарплаты невелики: 1,5 тысячи рублей в среднем. Как на это прожить сегодня?!
Но вот прошла зима, почти прошла, а она всегда была и будет самым серьезным экзаменом для коммунальщиков и жилищников, и что же? В квартирах ярославцев было тепло. И в прошлую, кстати, и в нынешнюю зиму локальные издержки, если они и случались, мы старались ликвидировать как можно быстрее. Отопительный сезон мы планируем завершить 11 мая, но все будет зависеть от погоды. А там – новые заботы: ремонт тепловых сетей, подготовка их к новому отопительному сезону. Надеемся, что с планами справимся, во всяком случае пока утвержденный бюджет – 900 миллионов рублей – такие возможности предоставляет для всех 12 наших программ.
Записала