суббота 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 07 марта 2002

"Оборонка" ждет политического решения

Вчера в Ярославле состоялось межрегиональное совещание по реформированию оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Руководители оборонных предприятий Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов смогли высказать все, что наболело у них на душе, прямо в лицо министру промышленности, науки и технологий Илье Клебанову.

автор Сергей КУЛАКОВ.

 

Ярославцы – первые

Открывая совещание, полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко сообщил, что государство будет держать процесс реформирования «оборонки», затрагивающий интересы национальной безопасности, под контролем. Он подчеркнул, что все высказанные предложения по решению наиболее острых проблем ОПК будут изучены и использованы правительством.

Ярославский губернатор Анатолий Лисицын, руководитель рабочей группы Госсовета РФ, был одним из разработчиков концепции реформирования ОПК. Этот документ предусматривает создание на базе множества оборонных заводов целого ряда вертикально интегрированных холдингов. Их появление позволит сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы государства, ликвидировать дублирующие производства и добиться выпуска конечной продукции в рамках одного концерна. Из 781 оборонного предприятия ЦФО по плану правительства должно остаться только 251. Одобренная российским правительством программа реформирования ОПК устанавливает, что вошедшие в холдинг предприятия будут платить налоги по месту их нахождения.

Однако уже сейчас долги государства по оборонному заказу предприятиям нашей области достигли 230 млн. рублей. И это при том, что в прошлом году производство на них к уровню 1998 года выросло на 322 процента.

В структуре государственного оборонного заказа Ярославской области 25 процентов приходится на долю производителей авиадвигателей. В нашем регионе реформа «оборонки» началась именно с этой отрасли.

– На базе «Рыбинских моторов» создано НПО «Сатурн» – самое крупное предприятие по производству авиадвигателей в России. Но мы убедились, что подковерная борьба за место под солнцем ждет всех, кто взялся за формирование холдингов, – предупредил представителей других регионов Анатолий Лисицын.

По мнению губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, создание холдингов нужно согласовывать с регионами.

– Как можно самостоятельные акционерные общества, выпускающие всего 20 процентов военной продукции, влить в какой-то холдинг, если у государства нет контрольного пакета? – вопрошал Илью Клебанова калужский губернатор.

Америка ждать не будет

Тон дискуссии задал генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. Он напомнил, что в программе реформирования ОПК зафиксировано: аккумуляция ресурсов на ключевых направлениях позволит создать технику нового поколения.

– Но в реальности и речи не идет о концентрации ресурсов государства. 33 компании занимаются в России разработкой, производством и сервисным обслуживанием силовых установок для авиации. Ни одна страна с подобным объемом внутреннего валового продукта не может позволить себе такую роскошь. В Англии и Франции авиадвигатели производят одна-две компании, в США – 3 – 4. Государство обладает всей информацией о реальном состоянии российских производителей авиадвигателей. Сегодня главная задача – выбрать базовое предприятие, – считает Юрий Ласточкин.

Однако когда дело доходит до реального выбора, благие намерения чиновников тают, как мартовский снег. В результате закулисной борьбы лоббистов в правительственных документах приоритетными значатся… все имеющиеся в отрасли предприятия.

– За некоторыми известными компаниями ничего не стоит: остались только лейбл и старые ордена, – сказал Юрий Ласточкин. – В прошлом они много сделали, но в реальности такие компании не могут ни реформироваться, ни создавать новые образцы техники.

Россия стремительно теряет темп разработки и производства двигателей нового поколения. Во времена противоборства США и СССР на это уходило 10 лет. Теперь сроки увеличились до 15 лет, в то время как западные компании сократили их до 5 лет.

– Нужно принять политическое решение и выбрать базовые компании по производству авиадвигателей. Время уходит. Если в кратчайшие сроки не сформировать такие компании, будет поздно создавать конкурентоспособную технику, – сделал вывод Юрий Ласточкин.

Пусть проигравший плачет…

Коллеги-оборонщики практически единодушно поддержали генерального директора НПО «Сатурн».

– Ласточкин абсолютно прав. Я с ним на сто процентов согласен. В авиапроме переизбыток предприятий. Мощности реально загружены только наполовину. Власти нужно проявить политическую волю, чтобы те предприятия, кому выпала участь проигравших, восприняли это решение как должное, – считает гендиректор «Росавиа-космоса» Юрий Коптев.

Он заявил, что несложно предугадать решение конкурс-ной комиссии по выбору базового предприятия по производству авиадвигателей нового поколения. По мнению Юрия Коптева, кандидат на это один – НПО «Сатурн». Гендиректор «Росавиакосмоса» поблагодарил коллектив научно-производственного объединения, взявшего на себя важнейшую миссию по созданию двигателя 5-го поколения.

О своем согласии с предложением Юрия Ласточкина определить в каждой отрасли «точки роста» заявил и гендиректор «Ижмаша» Владимир Городецкий. Оказывается, даже патроны в России делают на шести заводах.

Гендиректор владимирского завода «Точмаш» Юрий Замбин требует вернуть льготу по налогу на прибыль предприятиям, вкладывающим свои средства в развитие производства. До 2002 года они платили 17 процентов налога на прибыль, а после налоговой реформы – все 24.

– Едва успели мы приспособиться к одним правилам игры, как они меняются, – пытался донести свою боль до больших государственных чинов оборонщик. – Если у нас сейчас отберут прибыль, через год-два мы вообще не сможем платить налоги.

Весьма резко критиковал правительство и замдиректора «Туламашзавода» Владимир Боев:

– Мы много не просим – заплатите нам долги. Ведь новую технику мы создаем на свои деньги, а отдачи нет. Вы извините, господа чиновники, но это только на словах у вас дела идут на подъем.… А на самом деле «оборонка» катится под откос. Если мы рухнем сегодня – вы слетите завтра.

Под занавес совещания аплодисменты директоров-оборонщиков сорвал рязанский губернатор Вячеслав Любимов:

– Что будет после одновременной реформы ОПК, РАО «ЕЭС», МПС и «Газпрома»? Не превратятся ли ваши предприятия в груду металлолома, декорации, на фоне которых будут снимать голливудские фильмы?!

«Чудес не будет!»

Разжалованный из вице-премьеров в рядовые министры Илья Клебанов отчитал директоров оборонных предприятий за аплодисменты Любимову.

– Деньги будут выделяться только под проекты, включенные в государственную программу вооружений до 2006 года. Она предусматривает лишь частичное госфинансирование даже такого важного проекта, как разработка авиадвигателя 5-го поколения, – заявил Клебанов.

Министр признал, что в начале этого года финансирование государственного оборонного заказа было сорвано. Три месяца оборонщики не видели ни копейки, и только буквально на днях Минфин РФ начал проплаты 5,3 млрд. рублей декабрьского долга.

Журналисты попросили министра промышленности прокомментировать заявление Юрия Коптева о том, что именно НПО «Сатурн» получит заказ на производство двигателей, а не его конкуренты из Перми.

– По моему мнению, шансы НПО «Сатурн» стать разработчиком двигателя пятого поколения наиболее велики, – заявил Клебанов.

Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают