Так выразился президент о вывозе круглого, необработанного, леса. И попенял правительству, особенно Грефу, который призывал отменить экспортные пошлины на древесину. В итоге принята трехлетняя программа повышения пошлин... Но удастся ли переломить ситуацию в отрасли, перестать гнать лес в виде сырья за рубеж, а производить из него готовую продукцию?
По данным прессслужбы Ярославской таможни, в 2005 году из Ярославской области вывезено 124 млн. куб. м необработанных лесоматериалов и лишь 18,5 миллиона, которые подверглись переработке. Соотношение, примерно равное тому, что сложилось с российским экспортом леса на мировой рынок: готовой продукции вывозим три процента, а кругляка «шуруем туда» 22.
С 1 июня с. г. по постановлению правительства ставка вывозной пошлины повысится с 2,5 процента до 4. А пока на Иркутской таможне ведут эксперимент: маркируют каждое бревно с указанием его номера и штрихкода. Контроль – нет достоверней.
В нашей области давно забыли о прежних успехах. Ктото обанкротился, ктото пытается вести переработку леса. Но и на благополучных предприятиях свои проблемы. Так, немецкий хозяин «Экотехнолеса» в Пречистом недавно пошел на сокращение числа рабочих: уволил 18 из 60. В народе называют разные причины, одна из них – изза повышения таможенных пошлин. Другая версия – немецкая любовь к экономии. В Пречистом говорят, что хозяев не удовлетворяет объем отходов при производстве. По нашим меркам, он минимальный: 400 кубометров при восьми тысячах переработки. Но, как известно, то, что русскому хорошо, немцу – смерть...
Уволенных смогут на время трудоустроить в районе. А дальше? Здесь надеются на лесокомбинат в Скалине. Но он пока и сам не работает.