Сам Тонков все же не получит 7 млн. долларов отступных за увольнение с завода. Президент «Сибура» Дмитрий Мазепин убедил гендиректора ЯШЗ отказаться от притязаний на выплату компенсации.
– Предъявив свои требования заводу, я бы обрек его на банкротство. Нет таких денег у предприятия.
Уволенный директор пообещал, что никак не будет препятствовать передаче дел. Взамен торговый дом «Яршина» и сеть розничных магазинов «Ритейл», принадлежащие Н. Тонкову, будут торговать продукцией сибуровских заводов.
– Нам удалось договориться. Если бы они меня сдали, я бы отвечал не на ваши вопросы, а на вопросы генерального прокурора, как бывший президент «Сибура» Голдовский.
Тем не менее лидер ярославской «Единой России» намерен вернуться на шинный завод через год-два, но не как менеджер, а как собственник. Это, по его словам, может случиться после банкротства «Сибура» и ЯШЗ. Н. Тонков предрек наступление тяжелых времен для предприятия и его работников:
– Я не хочу сгущать краски. Но трудности будут и с зарплатой, и с налогами. Неизбежны сокращения работников. Проблемы начнутся. А люди не будут здесь молчать, в том числе, я думаю, и власти. Завод в нынешнем состоянии в рыночной экономике долго существовать не сможет. Сюда нужно порядка 70 млн. долларов инвестиций, чтобы сделать его конкурентоспособным. Руководители просто вынуждены будут провести массовые сокращения до размера маленькой фабрики или цеха. В любом случае предприятие рано или поздно будет выставлено на продажу.
По мнению Н. Тонкова, ни у «Сибура», имеющего 1,5 млрд. долларов долгов, ни у «Газпрома», которому надо в будущем году вернуть 15 млрд. долларов кредитов, на инвестиции в ЯШЗ денег нет.
– Московским компаниям нужен доступ к финансовым ресурсам ярославских предприятий, – метал громы и молнии без пяти минут уволенный менеджер в адрес собственников завода. – Для того, чтобы управлять этими финансовыми ресурсами, чтобы здесь люди работали за мизерные деньги, а основные прибыли оседали в Москве или оффшорах.
Директор завода заявил, что «Сибур» возвращает себе контроль над ЯШЗ, чтобы его продать:
– В ближайшее время будет передел шинной отрасли. Когда «Сибур» выполнит свою задачу, дальше будет все распределено на куски. Они отойдут финансово-промышленным группам, которые заказывали нефтехимию. Но мы еще поборемся. Я убежден, что стиль моего руководства и специфика завода были выстроены так, что, кроме нас, управленцев, акции ЯШЗ никому больше не нужны.
Оказывается, Н. Тонков уже предлагал выкупить ЯШЗ у Внешэкономбанка американскому шинному концерну «Гудьир». Но западная компания отказалась от этого предложения.
А вот сам Тонков, по его словам, знает, где найти 70 млн. долларов на инвестиции. Он сослался на некие договоренности с немецким «Дойчебанком» и неназванными крупными российскими банками.
Директор шинного заявил, что претензии «Сибура» к нему необоснованны:
– Чисто юридически я как руководитель акционерного общества не был обязан представлять какую-то документацию компании, которая до 24 декабря являлась нашим мелким акционером. У «Сибура» было 18 процентов акций. Этот год завод был полностью экономически независим и сработал очень хорошо. В 2002 году прибыль ЯШЗ составит свыше 200 млн. рублей.
Руководитель ЯШЗ назвал обвинения в выводе заводских активов в лично принадлежащие ему компании надуманными:
– Ни один производственный актив, который имеет отношение к шинному производству, не был выведен. Я вкладывал прибыль завода в производство. Хотя и мог создать условия, чтобы ЯШЗ эти деньги не заработал никогда, а они бы ушли в другие, в том числе и мои, частные компании.
Лидер регионального отделения «Единой России» и руководитель футбольного клуба «Шинник» сообщил, что создал компанию по управлению принадлежащими ему активами. Н. Тонков отныне президент управляющей компании «НТМ-холдинг». Под его контролем два резинотехнических завода, три машиностроительных, два десятка коммерческих структур, два института, находящихся в Ярославской области. Годовой оборот холдинга – 5 млрд. рублей в год. Футбольный клуб «Шинник», возможно, уже в следующем сезоне ждет смена названия, если «Сибур» и ЯШЗ не будут его финансировать.
Журналистам пришлось узнать и вовсе удивительные новости.
– Не факт, что я останусь в Ярославле, – заявил Н. Тонков. – Потому что это небольшой город. Мне кажется, что я исчерпал свои ресурсы в этом регионе.