- И это еще не худший вариант, я вам как бывший артиллерист говорю, - сказал корреспонденту газеты заместитель мэра Иван Михайлович Сомов.
В ведении Сомова вся городская "коммуналка". Минометные стволы - свидетельство того, что сети тут в последний раз меняли в 1940 - 1950-х годах, не позже. В других местах еще хуже: трубы, уложенные в незапамятные времена, в сплошных заплатах, аварийная бригада нарасхват. По-хорошему надо бы обновлять все это хозяйство, но, по словам Сомова, сейчас об этом и мечтать не приходится. Главное, удержаться на краю, на котором оказалась вся угличская коммуналка.
Мы встретились с заместителем мэра потому, что в "Северный край" пришло письмо от рабочих здешнего МУП "Водоканал". Начинается оно с вопроса, ради которого, видимо, и написано:
"Когда будем жить хорошо и работать нормально?
Прогресс пришел на многие предприятия. Конторы приобрели новую оргтехнику (компьютеры, принтеры и т. д.), отделали кабинеты современными материалами, а мы, линейные работяги коммунальных служб не имеем необходимых инструментов, работаем как при царе Горохе. Наши бытовые помещения напоминают собачью конуру... Под давлением администрации МУП "Водоканал" пришлось принять линии водопровода и канализации без устранения неисправностей и достаточного технического подкрепления. Многие коммуникации, насосные находятся в ветхом состоянии. Приходится ежедневно в пожарном порядке заниматься устранением аварийных ситуаций, причем часто с использованием изнурительного ручного труда... А заработная плата остается очень низкой (около двух тысяч рублей), и корректировалась она один раз в этот год. Просим ответить, когда будут цивилизованные условия труда и его оплата".
- Ну и что вы об этом думаете? - спрашиваю другого своего собеседника, директора угличского "Водоканала" Анатолия Николаевича Науменко.
- За исключением некоторого перехлеста эмоций, все в письме правильно. Я сам готов под ним подписаться. Что происходит? Я в "Водоканале" работаю 28 лет. Вплоть до 1995 года работали нормально, платили все налоги, рассчитывались за энергозатраты и за материалы, люди неплохо зарабатывали. А потом у нас резко упали объемы, стали расти долги. Мы ведь что продаем? Воду. А основные предприятия Углича, они же наши основные потребители, тогда встали - часовой завод, "Угличмаш", другие - вслед за ними и мы сели в калошу.
Сейчас наш основной потребитель и покупатель - население. На долю населения приходится 85 процентов воды, которую потребляет город. Поднять зарплату в "Водоканале", значит, поднять тарифы населению. Вот и выбирай.
- Мало того, - включается в разговор Иван Сомов, - выбор надо делать в реальной сегодняшней ситуации, которую иначе как чрезвычайной не назовешь. "Водоканал" оказался в числе шести угличских муниципальных предприятий коммунальной сферы, доведенных до банкротства. Мы пытаемся их всеми силами сохранить, приняли условия реструктуризации долгов и пытаемся объяснить рабочим, что происходит. Взяты кабальные обязательства выплаты задолженности частями. Мы вынуждены соблюдать правила игры и каждый месяц платим налогов около 1 млн. рублей. Отсюда и тот минимум зарплаты, который можно позволить. Иначе в любой момент соскользнешь в полное банкротство. А что в таких случаях происходит, знаете? Появляются новые собственники, абсолютно не заинтересованные в том, чтобы предприятие работало по своему основному назначению, начинается распродажа основных фондов, грядет сокращение или ликвидация рабочих мест. Что же тогда будет с городом?
По дороге к людям, написавшим письмо, я думаю о том, что обиднее всего. Под угрозой банкротства оказалось предприятие, которое обеспечивает население чистейшей водой, такой, о которой жители других городов и населенных пунктов области могут только мечтать. Больше того, ее даже избыток. В 1994 году в Угличе закончено строительство очистных сооружений, тянувшееся двадцать (!) лет. Водоочистные сооружения, рассчитанные и на жилой сектор, и на нормально работающие предприятия, и на перспективу, хочешь не хочешь надо содержать.
Экономист "Водоканала" Елена Рязанская дала такой расчет. В себестоимости реализованных водопроводно-канализационных услуг 38 процентов составляют расходы на электроэнергию по подъему воды, 21 процент - расходы на реагенты по обеззараживанию питьевой воды, 17 процентов - расходы на капитальный и текущий ремонты.
От оплаты за электроэнергию не уйдешь, без реагентов не обойдешься, от 17 процентов ремонтных расходов тоже отстегивать нечего. Значит, крути не крути, на зарплату остается только 24 процента.
Знакомлюсь с авторами письма, спрашиваю про заработки. Рабочие носят расчетные листки в кармане.
- Пожалуйста, можете посмотреть. Я - слесарь Кукушкин, за октябрь начислено 2472 рубля.
- Я - слесарь Дютин. 2172 рубля.
Средняя зарплата у водопроводчиков 2323 рубля 27 копеек. У канализационников с доплатой за вредность - 2643 рубля 56 копеек. И это с учетом недавнего повышения.
В общей картине по "Водоканалам" области угличане получают примерно на 200 рублей меньше, чем ростовчане, которые оказывают водопроводно-канализационных услуг чуть больше, не говоря уже о рыбинцах и ярославцах, где масштабы совсем другие. Сколько воды продано, и стоков перекачано, столько и получают.
Рабочие-угличане тем не менее считают, что нарушаются взаимные обязательства работников и работодателя. Профсоюз здесь доверием не пользуется. Переизбирать или создавать новый желающих нет. Но если бы они и появились, многое ли сможет сделать профсоюз в ситуации, когда все ЖКХ страны загнано в тупик? Добиться, чтобы привели в порядок мастерские в центре города, где дислоцируется бригада аварийно-восстановительных работ? Это, пожалуй, профсоюз может. Проследить, чтобы Науменко, как обещает, сделал хорошую бытовку? Тоже возможно. Но главное ведь зарплата. Что с ней делать, спрашиваю И. М. Сомова, и вообще, что надо, чтобы "Водоканал" стал нормальным современным предприятием, и это почувствовали все?
- Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве страны и связанных с ним муниципальных предприятиях везде одинаковая, - вздохнул он. - Не зря говорят о коммунальной реформе, от нее не уйти, хотим мы или нет. Жизнь заставит.
- А здесь, в Угличе, можно что-то сделать?
- Если заменить действующее оборудование на менее энергоемкое, ресурсосберегающее, можно получить средства и на развитие производства, и на приличную зарплату людям. У нас есть расчеты. Кое-что делается: мы поставили насосы меньшей мощности, еще кое-что заменили по мелочи. Сегодня нужны целевые деньги - 1,5 млн. рублей дотации в год, тогда реально сделать что-то серьезное. Будут у города дополнительные доходы, может быть, и нам тогда перепадет. Недавно наш глава округа обозначила приоритет на ближайшую перспективу - развитие промышленных предприятий. Встанут они на ноги - увеличится налогооблагаемая база, возрастут объемы потребления воды, и то и другое - свет в окошке для "Водоканала".