глава компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска, руководитель автомобилестроительного холдинга «Руспромавто» Дмитрий Стрежнев и гендиректор ЯМЗ Владимир Савельев. На совещании обсуждалось будущее ОАО «Автодизель» – базового предприятия «Руспромавто» в Ярославле, на которое завязаны ЯЗТА и ТМЗ, в меньшей степени – ЯЗДА. Ключевой вопрос – какой проект малого двигателя ставить на серийное производство на мощностях ЯМЗ. – По сути, у нас сегодня было собрание акционеров, потому что государство – крупный акционер ОАО «Автодизель». Производство двигателя «литр на цилиндр» имеет принципиальное значение для нескольких десятков российских заводов. Мы решали, каким путем должно идти развитие отечественного дизелестроения: либо пытаемся создать новые модели двигателей собственными силами, либо с помощью партнера в лице западной компании попробуем интегрироваться в мировую промышленность, – заявил глава «Руспромавто» Дмитрий Стрежнев. До сих пор на выбор предлагаются два варианта. Первый – создание на базе ЯМЗ совместного предприятия с итальянским концерном «Ивеко» и организация производства иностранного малого двигателя (решение о стратегическом партнерстве с «Ивеко» уже подписано «Руспромавто»). Второй – выпуск двигателя, разработанного силами конструкторов «Автодизеля». Губернатор области специально вынес этот вопрос на уровень Правительства России, чтобы руководство страны также участвовало в выработке стратегии развития ярославского дизелестроения, а в случае возникновения проблем, и прежде всего социальных, – разделило ответственность с областными властями: – Премьер понял эту ситуацию, и я убежден, что государственная политика по этой проблеме будет определена с учетом всех позиций и интересов. Хотя единственное мнение, которое сегодня можно четко зафиксировать и с которым все участники совещания согласились: без участия западного партнера создать современный российский двигатель, который будет востребован на рынке, невозможно. В течение первого квартала 2003 года будет принято окончательное решение. Это поручено министру промышленности Илье Клебанову. Боязнь лишиться отечественного дизелестроения, если в результате в Ярославле начнут собирать итальянские двигатели, глава «Руспромавто» Дмитрий Стрежнев считает во многом психологической проблемой: – Бояться того, что среди акционеров Ярославского моторного завода появится иностранная компания, которая делает хорошую продукцию, не надо. Она потом никуда не улетит ни со зданиями, ни со станками. Ярославский губернатор также уверен, что решение вопроса невозможно без учета социальных последствий: – Мы видим, что российские технологии по многим направлениям отстают от западных аналогов. Поэтому без зарубежного опыта нам вряд ли удастся создать что-то новое, что хорошо продавалось бы как в России, так и за рубежом. Вопрос в том, как логично все это сделать, не ущемляя интересы людей, социальной сферы. Задача достаточно сложная, и я не случайно этот вопрос вывел на уровень руководства государства. Сегодня в принципе правительство будет принимать окончательное решение, по какому пути мы пойдем. Это и есть главная цель сегодняшней встречи. Дмитрий Стрежнев рассказал нашей газете об интересе «Руспромавто» к ОАО «Тутаевский моторный завод», где сейчас введена процедура временного наблюдения, и ответил на упреки тех, кто считает, что Олег Дерипаска не выполняет свои обязательства инвестировать деньги в наше дизелестроение. На снимке: Дмитрий СТРЕЖНЕВ, Анатолий ЛИСИЦЫН и Владимир САВЕЛЬЕВ. Фото автора.