Сегодня, пожалуй, нет смысла убеждать кого-либо, что надо производить качественную продукцию. Однако успех в развитии своего бизнеса сопутствует не всем. Ярославский завод "Русские краски", входящий в группу компаний "Спектр", является признанным лидером в лакокрасочной отрасли промышленности. Предприятие ежегодно увеличивает объемы производства, выходит на рынок с новыми видами продукции и постоянно расширяет круг своих потребителей. Завод является разработчиком нескольких поколений конвейерных автомобильных покрытий, одним из законодателей мод для ведущих российских автогигантов, а также единственным в России и ближнем зарубежье производителем авторемонтных акриловых эмалей.
Все это - слагаемые продуманной политики руководства "Русских красок", направленной на разработку и производство современной высококачественной продукции. Основополагающий принцип политики завода в области качества звучит так: "Доверие наших партнеров, их заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве - гарантия нашего процветания". Несколько лет предприятие ведет работу по приведению своей системы управления в соответствие с международными стандартами. "Русские краски" сначала одними из первых в регионе получили сертификат на соответствие международному стандарту качества ИСО 9001. Весной этого года предприятие сертифицировало систему менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001 в новой версии 2000 года. Кроме того, завод проделал немалую работу, чтобы его система экологического менеджмента получила сертификат на соответствие международному стандарту ИСО 14001. В итоге "Русские краски" пришли к самой современной системе управления. Сегодня согласно требованиям стандарта ИСО 9001 версии 2000 года основную ставку завод делает на потребителей - необходимо не просто знать запросы и требования клиентов, но и предугадывать их, чтобы совершенствовать свою работу и в итоге обеспечить сбыт продукции. По словам заместителя генерального директора по качеству Вячеслава Завьялова, теперь вся работа предприятия разбита на отдельные процессы - стратегическое и финансовое планирование, маркетинг, разработка продукции, снабжение, производство, управление персоналом, сбыт. Это позволяет руководству знать узкие места и недоработки, а также постоянно контролировать работу по четким критериям. В итоге экономится время принятия решений и увеличивается эффективность деятельности всего предприятия. "Сейчас у нас каждый человек четко знает свои обязанности и меру ответственности, руководители меньше занимаются мелкими делами, больше времени уделяют работе на перспективу", - говорит Вячеслав Завьялов. Генеральный директор ОАО "Русские краски" Владимир Кутырин одним из главных направлений своей работы в рамках создания современной системы качества считает процесс управления персоналом: "Выпускают продукцию люди. И от того, с каким настроением трудится аппаратчик, технолог или сливщик, насколько каждый из них доволен своей работой, в конечном итоге зависит качество". Стратегическая цель руководства завода в том, чтобы работники имели возможность самореализоваться. Для этого сегодня на предприятии делается многое: налажен выпуск заводской газеты, ведутся благоустройство и аттестация рабочих мест, организован конкурс по качеству среди подразделений, введены выгодные условия для рационализаторов, активно поддерживаются отдых и самодеятельность работников. Завод в итоге должен стать некой единой большой семьей, где каждый будет чувствовать свою роль в развитии предприятия и его успехах. "Русские краски" постоянно повышают себе планку в вопросах качества. Одновременно новые стандарты диктуются рынком и запросами потребителей. Сегодня предприятие одну треть продукции поставляет на крупнейшие автозаводы страны. Пока их требования к качеству ограничиваются уже имеющимися у завода сертификатами на соответствие международной системе качества ИСО 9001 и ИСО 14001. Но в нашей стране уже вводится новый международный стандарт для поставщиков автомобильной промышленности - ИСО/ТУ 16949, разработанный ведущими мировыми автомобильными концернами США, Германии, Франции и Италии. Это еще более жесткие требования к качеству продукции и в целом к работе предприятия. Например, там установлено, что персонал должен оценивать всевозможные риски при разработке и производстве продукции, потому что потребитель хочет получить гарантию надежности. "АвтоВАЗ" уже записал в контракт с "Русскими красками" необходимость достижения норм нового автомобильного стандарта. Появление в России мировых автопроизводителей, как, например, завод "Форд" в Ленинградской области, также вынуждает предприятие улучшать систему менеджмента качества. И "Русские краски" уже активно работают над достижением стандарта ИСО/ТУ 16949. "Нам очень важно быть на уровне мировых производителей и запросов наших потребителей. Это показатель класса предприятия. В противном случае мы могли бы уйти с выгодных рынков", - считает Вячеслав Завьялов. Эффективность работы завода в области качества регулярно подтверждается победами на российских и областных конкурсах. С 1995 года предприятие ежегодно участвовало в областном конкурсе на лучшую работу в области обеспечения качества, три раза было дипломантом и в этом году второй раз стало лауреатом конкурса. "Русские краски" также ежегодно становятся победителями конкурса "100 лучших товаров России" и в 2001 году удостоились премии Правительства РФ в области качества. В этом году предприятие снова подало заявку на участие в этом престижном конкурсе.