Пробовали и так и эдак. В первом случае результаты нулевые, во втором – с большим знаком «минус». Да и государственные мужи прекрасно во все времена осознавали, что бюджет во многом пополняется именно «водочными» деньгами, выходя стабильно на третье место после доходов от продажи энергоносителей и оружия. (В заповедные времена прибыль, которую приносили царевы кабаки, фактически являлась главной для казны.)
Поэтому перед государством стоят две задачи: с одной стороны, регулярно пополнять бюджет за счет торговли спиртным, с другой – с целью сбережения здоровья населения сделать эту продукцию предельно качественной, дабы избежать последствий, зачастую роковых, от употребления не соответствующего стандартам, а то и «левого» алкоголя.
В конце прошлого века, когда рынок складывался во многом стихийно, власти практически выпустили процесс контроля над производством и продажей алкоголя из своих рук. В результате доля легального алкоголя свелась к смешным цифрам, государство терпело миллиардные убытки, а население отправлялось на тот свет сотнями тысяч, хлебнув пойла, в составе которого была вся таблица Менделеева. (Для примера: умерла в одной из деревень после свадьбы половина жителей, опившись «левой» водкой. Вторая половина отправилась вскоре за первой, отведав на поминках того же напитка.)
Трудно сказать, какая из причин побудила власти взяться за ум, а с начала 2000-х годов ситуация стала медленно, но верно стабилизироваться. Сперва ввели федеральную акцизную марку, тем самым усилив контроль государства, но вскоре поняли, что мера эта недостаточна, у центра просто не хватало сил объять необъятное. Поэтому и было принято решение о региональном контроле. В нашей области такой контроль был введен постановлением администрации в апреле 2003 года. Система выстроилась так: вся алкогольная продукция поступала на акцизные склады. Оттуда от каждой партии отбиралось несколько бутылок и отправлялось на экспертизу.
Экспертные функции были возложены на одно из авторитетнейших в этой области учреждений – Ярославскую государственную испытательную лабораторию молочного сырья и продукции. (Кстати говоря, за прошедшие годы в развитие лаборатории – приобретение оборудования, подготовку кадров и
т. д. – вложили столько сил и средств, что она стала фактически лучшей в России.) Там проводили комплексный анализ, выдавали заключение. На основании его администрация или разрешала, или запрещала к реализации партию алкоголя. В первом случае на складе на всю партию клеились региональные акцизные марки, и через оптовиков алкоголь уже реализовывался для розничной продажи.
Такие меры привели к весьма надежному барьеру для проникновения в регион некачественной продукции. Достаточно сказать, что с момента действия регионального закона лабораторией было забраковано 880 тысяч бутылок алкоголя только по качественным показателям (цифра не прошедших контроль из-за несоответствующей сопроводительной документации практически на порядок выше).
Можно представить себе, сколько дряни в результате не попало в организмы ярославцев! Кстати, еще один говорящий факт: именно на 2002 год приходится пик алкогольных отравлений в регионе. В последующие годы их количество медленно, но неуклонно стало снижаться. К слову сказать, травятся в подавляющей массе не лицензионной водкой, а суррогатами алкоголя, разными стеклоочистителями, средствами для мытья ванн и т. д., продажа которых, увы, реальному контролю пока не поддается.
Нельзя сказать, что всеми такое ужесточение было принято на ура. Кое-кто хотел получать сверхприбыли по старинке. Доходило до откровенного силового давления. Например, не допустили как-то к реализации два вагона сомнительного коньяка. После этого пошли конкретные «наезды» на лабораторию. (Впрямую участия владельцев товара не было, однако любое следствие вытекает из реальных причин.) Однако там держались стойко, да и власти не остались в стороне. Так что пришлось коммерсантам убраться подобру-поздорову. Правда, с тех пор охрана лаборатории основательно усилена.
Несмотря на все сложности, шероховатости периода становления, система заработала четко. Определились основные фигуры на этом поле, которые приняли правила игры. Это оказалось выгодно и им. Ведь, в конце концов, вопрос встал о деловой репутации. И бизнесмены утвердились в мысли, что доброе имя, надежность фирмы в результате дают реальную прибыль.
И вот теперь эта с таким трудом выстроенная надежная система контроля качества рухнула от одного росчерка пера. Дело в том, что в июне этого года приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации изменения в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно этим поправкам ставится крест на региональном контроле: с 1 января 2006 г. сохраняются только федеральные акцизные марки, упраздняются, соответственно, региональные акцизные склады, запрещено взимать плату за экспертизу с владельцев проверяемого алкоголя и т. д.
К чему это может привести? Последствия очевидны: на прилавки хлынет поток сомнительной продукции. Так что единственным контролером станет организм покупателя. Как считает один из бизнесменов, владелец сети крупнейших акцизных складов, уже к марту будущего года доля контрафактного алкоголя может составить практически треть от всего реализуемого количества. И это за два месяца от начала действия новой редакции закона.
А что дальше? Мало того, предприниматель не исключает и дикого, силового, со стрельбой передела алкогольного рынка. (Более подробно о мнении ярославских деловых кругов по поводу создавшейся ситуации читайте в ближайших номерах «СК».)
Региональная власть обеспокоена не меньше. Во-первых, под угрозой существование лаборатории, созданной такими усилиями. Но главное даже не это. Возникла реальная угроза здоровью граждан. И основания для опасений есть.
Как сказала заместитель директора лаборатории Наталья Кученева, в запрещенных партиях содержались массовые концентрации титруемых кислот, железа, летучих кислот, много другой гадости, в той или иной степени токсичных, опасных для организма. И на всех партиях отравы и полуотравы, кстати, имелись федеральные акцизные марки. Теперь продукт с аналогичным содержанием становится бесконтрольным.
Какой же выход видится? Есть предложение сохранить региональную систему качества и для этого внести изменения в региональный закон и финансировать контроль качества из областного бюджета. (Стоит сказать, что многие бизнесмены обеими руками за то, чтобы продолжать платить, предлагали создать фонд, но, увы, новый закон это запрещает.) Откуда взять деньги? Примерно 20 процентов от акциза, который получают от производителей, остается в региональной казне (а суммы выходят немалые, акциз составляет около трети от розничной цены бутылки). Часть этих денег целесообразно направить на осуществление функций контроля качества. Только теперь вместо акцизной марки, которая клеилась на бутылку, оптовикам на товарно-транспортной накладной на каждую партию следует ставить отметку о разрешении на реализацию как удостоверение о проведенной экспертизе.
Конечно, это по сравнению с нынешней ситуацией полумеры. Далеко не каждый покупатель потребует предъявить ему этот документ, а у «Роспотребнадзора» просто не хватит сил контролировать все торговые точки. Но делать что-то надо, и пока, увы, другого выхода не видно.