Дмитрий Козак, например, объявил, что региональные и местные бюджеты должны будут тратить на исполнение своих функций 17 процентов ВВП, а не 14 - 15, как сейчас. Увеличить расходы регионам придется для того, чтобы финансировать 40 расходных полномочий, которые комиссия Козака хочет отдать на места. В основном это касается социальной политики - это те вопросы, по которым регионы будут нести полную ответственность и исключительно за счет собственных бюджетов.
Элементарный пример - предметом ведения регионов признан закон о ветеранах. По крайней мере, в той его части, которая касается ветеранов труда. Заранее ясно, что денег на все существующие сегодня льготы все равно не хватит, но регионам дается полное право решать, насколько их урезать и оставлять ли вообще, а заодно пожинать плоды реакции разгневанных ветеранов. "Надо прекратить ежегодный торг", предшествующий утверждению федерального бюджета, и "на долгосрочной основе" закрепить доходные источники региональных и местных бюджетов, считает Дмитрий Козак.
Кроме того, у региональных и местных бюджетов будут полномочия, делегированные из федерального центра. На их реализацию правительство обещает давать деньги в полном объеме. Невыполняемую сейчас пропорцию "50 на 50" распределения доходов между центром и регионами, которая есть в Бюджетном кодексе, планируется отменить как "вредную" и не основанную на расчетах стоимости функций федеральных, региональных и местных властей. Вместо нее в Бюджетном кодексе хотят закрепить единую формулу расчета трансфертов на одного жителя субъекта РФ. Регионам, где бюджетная обеспеченность ниже средней по стране, Минфин будет помогать трансфертами, зато благополучные территории будут сводить концы с концами самостоятельно.
Концепция Дмитрия Козака предусматривает пересмотр налоговой базы региональных бюджетов. Планируется, что налоги с равномерно распределенной стабильной базой закрепят за региональными и местными бюджетами, а налоги, база которых распределена неравномерно, и налоги, поступления от которых сильно зависят от конъюнктуры, - за федеральным уровнем. Так, скорее всего, будет передан на местный уровень земельный налог, налоги на имущество. Подоходный налог будет разделен между местными и региональными бюджетами, как и налоги на малый бизнес. За субъектами РФ останется региональная ставка налога на прибыль, часть поступлений от федерального налога на добычу полезных ископаемых, часть акцизов. "Сейчас доля регионов в налоге на прибыль слишком высока, нужно его централизовать и передать регионам более равномерные и мобильные источники - например, акцизы, которые взимаются в торговле, - можно увеличить децентрализацию налога на малый бизнес", - поясняет эксперт из комиссии Дмитрия Козака.
Другая основная цель реформы межбюджетных отношений - отмена нефинансируемых мандатов - обязательств бюджетов, не обеспеченных финансированием. Центр фискальной политики составил реестр федеральных мандатов. Теперь необходимо решить, какие законы государство может финансировать, а какие нужно отменять. Эксперт, близкий к Минфину, предлагает отменить нефинансируемые мандаты вовсе. Решение на этот счет комиссией Козака пока не принято.
Подготовил Евгений СОЛОВЬЕВ.