Главный враг - автомобиль
Над останками "Европы" консилиум специалистов установил диагноз. Здание погибло от трех факторов: людского небрежения, подтопления фундамента грунтовыми водами, которые за столетие сильно поднялись в центре города, и от все усиливающегося движения транспорта. О последней причине сегодня поговорим подробнее.
По данным областного ГИБДД, только за последние пять - семь лет количество транспортных средств в Ярославле возросло на треть, и этот рост продолжается. Интенсивность же использования транспорта растет еще более высокими темпами. Автомобиль стал вторым офисом делового ярославца, в нем он проводит большую часть рабочего времени, да и отдых, поездка на дачу, турне по магазинам не обходится без четырехколесного друга.
Казалось бы, какой может быть вред полутораметровым стенам старинных храмов от привычного для нас шуршания шин по асфальту? Но несколько лет назад ни с того, ни с сего главный купол Никитского монастыря, стены которого возвышаются на холме над главной магистралью Переславля-Залесского, вдруг рухнул, сокрушив соседние главы. Центральный храм монастыря пришлось восстанавливать заново.
- Главной причиной этой трагедии стало явление резонанса, - считает генеральный директор ОАО "Ярреставрация" Виктор Шаульский, - когда собственные колебания сооружения попадают в резонанс с колебаниями почвы под зданием. При интенсивном движении транспорта вблизи старинных построек ежечасно происходят такие совпадения и не заметные на первый взгляд, но постоянные разрушения, появление трещин в фундаментах и стенах. Этот угрожающий процесс наши реставраторы постоянно наблюдают практически на всех памятниках центра города, мимо которых идет транспорт, на храмах и стенах Спасского монастыря, Угличской и Знаменской башнях, церкви Богоявления, Федоровском кафедральном соборе, храме Иоанна Предтечи.
Воздействие все усиливающегося движения транспорта на памятники старины этим не ограничивается. Историк, большой знаток старого Ярославля Анастасия Землянская считает, что громадный ущерб древним зданиям наносят пары углекислоты, содержащиеся в автомобильных выхлопах. Они вступают в реакцию с известковым раствором, делают его хрупким, сыпучим. Следы химического воздействия она наблюдала на самых древних из Ярославских святынь - Спасо-Преображенском соборе и Святых воротах - памятниках начала XVI века.
Влияние интенсивного движения транспорта и его выхлопов на здоровье людей - тема особого разговора, но и данные экологического мониторинга подтверждают, что в последнее время в районе Красной площади загазованность выше, чем на улице Рыкачева, под выбросами нефтеперерабатывающего завода.
После упомянутой трагедии с Никитским монастырем, по-видимому, были сделаны определенные выводы, что и ускорило строительство в Переславле объездной дороги. Тем же способом защитил от транспортного потока свой Кремль и древний центр Ростов Великий. А что же Ярославль?
Все дороги ведут через центр
- Центральная часть города уже давным-давно закрыта для движения автомобильного транспорта грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, - говорит заместитель начальника областного управления ГИБДД Андрей Сироткин. - У нас есть Юго-западная окружная дорога. Хотя некоторые путепроводы на ней уже не могут нести нагрузку более 30 тонн, но с пуском второго моста через Волгу будет решаться проблема их реконструкции и усиления для пропуска большегрузных автомобилей. Что делать с большегрузным транспортом до того - большой вопрос.
У нас уже есть обращение департамента городского хозяйства об установке на путепроводе Большие Полянки запретительных знаков для проезда транспорта грузоподъемностью более 30 тонн. И мы буквально на днях должны эти ограничения ввести. Таким образом, возникает проблема: другого маршрута на Север, кроме как по улицам города, Большой Федоровской с ее памятниками старины, Толбухинскому мосту, проспектам Толбухина и Ленина, не будет.
Задаю Андрею Вячеславовичу вопрос: возможно ли сегодня ограничить въезд в историческую часть города через площадь Богоявления всех видов транспорта, кроме служебных машин и туристских автобусов?
- Полностью запретить движение в историческую часть города невозможно. Многие люди, въезжающие этим путем, работают там в учреждениях, офисах, магазинах, живут на центральных улицах или имеют там дела. И даже если установить там запретительные знаки, то по правилам запрещающий знак не является препятствием для автомобилистов, живущих на данной улице или выполняющих на ней свои служебные обязанности. Выделить из этого потока транзитный транспорт тоже невозможно. И понятно желание людей проехать на тот же Октябрьский мост дорогой в несколько раз более короткой, чем юго-западная объездная.
Нужны здравые проектные проработки и решения. Надо причины устранять, а не следствия. А причин этих две.
Давайте зададимся вопросом, чем вызвана растущая интенсивность движения в историческом центре Ярославля, все эти пробки в часы пик? Во-первых, тем, что по существу нет альтернативных маршрутов из Фрунзенского и Красноперекопского районов в Кировский и Ленинский. Тем, кто движется из этих районов, очень сложно пользоваться Толбухинским мостом. Это надо с Московского проспекта уйти на улицы, состояние проезжей части которых не отвечает нормам безопасности. Поэтому основная магистраль, связывающая южную и северную части города, неизбежно проходит через площадь Богоявления.
У города пухнет голова
Второй вопрос: зачем в центр едут люди? Здесь что ни дом, то торговый объект. А к нему надо товар подвезти, к нему едут покупатели. И число этих объектов в центре растет и растет.
Люди просто вынуждены с окраины ехать за покупками в центр. Там больше выбор. Понятно желание предпринимателей торговать на бойком месте, но ведь и другие районы города развивать надо.
С этим согласна и начальник отдела реконструкции исторической застройки города Ольга Островская:
- Нужен проект развития в зоне исторической застройки с учетом наименьшего влияния транспорта на сохранность памятников.
А может быть, такие проработки и есть. Не ломятся ли ревнители старины в открытые двери?
Под землею что-то строят
В главном управлении архитектуры и градостроительства Ярославля с 1993 года хранится "Концепция развития транспортной системы г. Ярославля и обоснование мостового перехода через р. Волгу". Но осуществляться она начинает только сейчас, со строительством моста.
- В генеральном плане города, по которому мы действуем сегодня, - пояснил главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович, - уже было предусмотрено, что тот мост, который есть, не справится к концу тысячелетия с потоком транспорта. Поэтому в генплане было заложено сразу два моста - Северный и Южный. Но очередность была такая: сначала - Южный мост, потом - Северный. Одновременно с Южным мостом должна была решаться проблема разгрузки от транспорта въезда в город с Московского проспекта. Но первоначальный план поменялся в пользу северного мостового перехода.
На плане города Аркадий Романович показал, как пойдет транспорт со стороны Москвы в Заволжье после завершения строительства моста. Юго-Западный обход начнется сразу за нефтеперерабатывающим заводом в районе сервисного центра АвтоВАЗа, уйдет влево и через улицу Нефтяников выведет к путепроводу на Больших Полянках. Далее весь путь пройдет по существующей объездной дороге, а затем по промзоне в районе "Лакокраски" выйдет на мост. Этот путь будет значительно короче, чем через центр города.
Что же касается альтернативных въездов из Фрунзенского и Красноперекопского районов в Кировский, Дзержинский и Ленинский, то проектируются развязка на улице Карабулина, дальнейшее развитие кратчайшей дороги с проспекта Толбухина на "пятерку" и далее в Дзержинский район по улице Добрынина с открытием там троллейбусного сообщения, с разгрузкой улицы Чкалова и проспекта Октября.
Отсутствие выходящих на Московский проспект современных улиц в Красноперекопском районе главный архитектор объясняет слабым развитием здесь жилищного строительства.
- Как только жилье начинают строить в больших объемах, как возле зенитного ракетного института, так начинается и строительство дорог.
По его мнению, невозможно искусственно препятствовать перенасыщению центра торговыми и сервисными объектами.
- Сейчас предприниматели покупают квартиры на первых этажах и открывают там торговые предприятия. Причем покупают в домах, где эти этажи вросли в землю. Хорошо это или плохо? Там ведь жить невозможно. И у мэрии нет средств на реставрацию всех этих домов. А торговцы и ремонтируют дома, и более удобное жилье людям предоставляют. Но скоро площадей в центре просто не останется и вопрос решится сам собой.
Как же все-таки сберечь от неуклонного роста транспортного потока памятники архитектуры? Неужели пустить все на самотек?
- Заповедную часть города надо сделать пешеходной зоной, - считает Аркадий Романович. - Но при подъезде к этой пешеходной зоне должны быть парковки, чтобы люди смогли оставлять автомашины и дальше идти пешком. Строится подземная парковка на площади Труда, мы выдали документы на проектирование многоярусной парковки на территории фабрики "Североход", будет строиться подземная стоянка для рынка на Большой Октябрьской. Площадь Юности для подземной парковки очень подходит. Если сделать ее двухъярусной, мы большую проблему решим с разгрузкой центра от стоящего транспорта и пробок в часы пик.
Вот такие планы у градостроителей. Насколько реально охватить пешеходной зоной всю заповедную часть Ярославля, да еще построить под землей второй, автомобильный город? Об этом стоит продолжить разговор.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.