Одной из важных составляющих финансовой системы XIX века было налогообложение купцов и мещан - тогдашнего малого бизнеса. Чем-то оно схоже с нынешней упрощенной системой уплаты налогов субъектами малого предпринимательства. Но если современные бизнесмены могут платить процент с оборота фирмы или с чистого дохода, то тогдашние купцы отдавали в казну определенный процент со своего капитала.
Правительство постоянно усиливало налоговое давление на частное предпринимательство. В 1810 году под предлогом инфляции, связанной с грядущей войной, правительство решило увеличить процентный сбор на 0,5 процента. В манифесте говорилось, что государству приходится закупать у купцов нужный для подготовки к войне товар по высоким ценам, тогда как сами они платят прежние подати. Перед самым началом войны, 11 февраля 1812 года, сбор с купцов был увеличен еще на 3 процента.
Однако и в мирное время налоги на бизнес росли. В 1816 году для организации дорожных работ на торговцев накинули 5 процентов со всех уплачиваемых повинностей. Через два года был введен еще один 5-процентный сбор, в этот раз для устройства водных сообщений.
Наконец правительство поняло, что просто разорит купцов, и объявило налоговую революцию для малого бизнеса. 14 ноября было принято "Дополнительное постановление об устройстве гильдий и торговле прочих состояний". Процентный сбор с капитала был заменен фиксированным, взимаемым за свидетельство на право торговли. Мещане и крестьяне, занимающиеся коммерцией, были обязаны брать особые свидетельства. (Так и сейчас частные предприниматели приобретают патент на право заниматься определенной деятельностью.)
Несмотря на эти послабления, торгово-промышленная деятельность все больше сокращалась. Высокие налоги приводили к уменьшению торговых оборотов и доходов казны. Поэтому правительство было вынуждено предоставлять бизнесу все более широкие льготы, снимать административные барьеры, которые стояли на пути развития торговли и промышленности.
Указами от 11 июля 1826 года и от 21 декабря 1827 года была понижена плата за свидетельство на право торговли для купцов третьей, самой многочисленной, гильдии во всех уездных городах. Мещанам позволялось торговать и вовсе без приобретения свидетельства. Для крестьян стоимость свидетельств была снижена, а в селениях можно было заводить бизнес без уплаты этого налога. Цель таких шагов - вовлечь в коммерческий оборот как можно больше людей.
Более того, правительство сделало ставку на привлечение иностранного капитала. Иностранным промышленникам, устраивающим в России фабрики и заводы, разрешалось в течение первых 10 лет после открытия бизнеса записываться в первую и третью купеческие гильдии без вступления в русское подданство. После окончания льготного периода иноземцы должны были натурализоваться либо продать свое заведение.
Реструктуризация коснулась всех неплательщиков. Манифестами от 1 января и 22 августа 1826 года и по указу императора Николая I от 22 августа 1827 года населению были предоставлены облегчения и прощены недоимки по всем казенным взысканиям. Отдельно было оговорено списание пеней, накопившихся за неплатеж в срок податей помещичьими крестьянами. Особые послабления коснулись бизнеса. Были сняты взыскания за непредставление торгующими крестьянами и мещанами, купцами документов, которые установлены "банкротским уставом". Все недоимки по взысканию процентного сбора с капитала или свидетельств на право торговли были прощены.
15 июня 1832 года вышел указ, разрешающий рассрочки в уплате недоимок и списавший пени, числящиеся на помещичьих имениях. При этом строжайше воспрещено всякое послабление при взыскании неуплаченных в срок податей.
Несмотря на кампании "по реструктуризации долгов", в предреформенные годы недоимка неуклонно росла. Если в 1845 году в Ярославской губернии она составляла 48,6 тысячи рублей, то через десять лет - 73 тысячи. В 1859 году из 4 миллионов 114 тысяч рублей общего дохода на долю винных откупов приходилось 2 млн. 828 тыс. рублей. Таким образом, 69 процентов доходной части губернского бюджета составлял питейный доход.