А кто на торфе работает, того на каторгу не отправлять!
Именно так было записано в одном из указов Петра I. Во все времена "сухая нефть", "азотная руда", как звали да и ныне зовут торф, давалась тяжким трудом, хоть и лежит это ископаемое на самой поверхности земной. В 1931 году ивановские мелиораторы исследовали торфяное месторождение там, где до революции были владения барина Мокея Зыбина, и установили, что под промышленную разработку пригодны более 18 тысяч гектаров торфоболот, а глубина торфа достигает без малого четырех метров.
Через пятнадцать лет сюда пришли строители и торфодобытчики из Ярославской и соседних областей, всем миром собирали тяжелую технику, чтобы как можно быстрей наладить поставки торфа на строящуюся в Ярославле ТЭЦ-1, на рождающиеся промышленные гиганты. Торопились, возводили временные бараки без элементарных удобств. Думали - временно, выгребут торф и снимутся в другие места. Жилья не хватало, и две тысячи строителей селились в соседних деревнях, ежедневно преодолевая многокилометровый путь до строительных и промышленных площадок пешком. Ни дорог, ни электроэнергии, ни технической базы - адским был труд. Вручную валили и обрабатывали лес, вручную копали картовые канавы на торфоразработках. Так рождалось Мокеиха-Зыбинское торфопредприятие, которому советское правительство определило колоссальную перспективу - ежегодная добыча торфа в объеме более двух миллионов тонн.
Америка с Канадой отдыхают
К 1952 году торфоразработки велись уже на двухстах гектарах, торфяники выдали "на-гора" без малого 66 тысяч тонн торфа. К этому времени вырос рабочий поселок с пятью улицами, две паровые установки давали электроэнергию, деревянные тротуары соединяли жилые двухэтажки со школами, детскими садами, клубом, больницей.
В 1953 году неподалеку от Мокеихи-1 (так был назван рабочий поселок) началось строительство второй Мокеихи, которая стала центром еще одного торфопредприятия, а позже появилось и третье, которые в 1960 году решением Ярославского совнархоза были объединены в одно. В пятьдесят седьмом, в год сорокалетия советской власти Мокеиха-1 была переименована в поселок Октябрь. Дешевое топливо было востребовано в стране на все сто, а посему уже с шестидесятых годов на государственные деньги началась реконструкция торфопредприятия. Построены ремонтные мастерские, локомотивное депо, одиннадцать производственных баз для добычи фрезерного торфа, огромная перегрузочная эстакада, около шестидесяти километров узкоколейки, которая стала настоящей дорогой жизни для торфяников. И поныне визитная карточка Мокеихи - легендарный и любимый в народе мотовоз, который зовут торфяники ласково - кукушечка, матаня.
И вот результат. 1975 год стал для предприятия рекордным - добыча торфа здесь
перевалила далеко за два миллиона тонн! Для сравнения: ежегодная добыча тор-
фа в Канаде - миллион тонн, в США - триста тысяч тонн. Нет Мокеихе равных ни в ближнем зарубежье, ни в России. Мокеиха-зыбинский торф сжигался в топках Ярославской ТЭЦ-1, Шатурской ГРЭС-5, Костромской, Каменской и Бежецкой ТЭЦ, Волжской шерстопрядильной фабрики. Торфоразработки велись на пяти тысячах гектаров болота Кадниковский Мох в Некоузском районе и брейтовских болот.
Установка - вымирать
К концу восьмидесятых правительство дает другую установку - снизить добычу фрезерного торфа как топлива для электростанций. Все более популярными становятся уголь, нефть, газ, а торф направляется большей частью для сельского хозяйства. Уже в 1977 году из всех крупных покупателей мокеиха-зыбинской "сухой нефти" осталась лишь Ярославская ТЭЦ, а в 1995-м поставки топлива были вообще прекращены. Недолго, лишь до 1996 года, тешились ценнейшим удобрением и ярославские земли. Торфодобыча упала до уровня США - триста тысяч тонн в год. Для торфяников настали черные времена. Не спасло и акционирование. Новое производство торфяных питательных грунтов, кускового и полубрикетного торфа как топлива для некоузских котельных и частного сектора приносило гроши. Прекратилось строительство, в упадок приходили рабочие поселки, кто смог, уехал в поисках лучшей жизни. Но большей частью люди остались, влача незавидное существование. Зарабатывали на рыбе, клюкве, грибах.
Регионы просят торфа
Впрочем, подули вновь ветры перемен. Российские боссы вняли наконец мудрым словам Менделеева о том, что топить нефтью - значит топить ассигнациями. Цена на газ в России искусственно сдерживается, но долго ли так будет продолжаться - неизвестно. Более того, цивилизованный мир давно развивает нетрадиционную энергетику, используя дешевые виды топлива. Спохватилась и Россия, призадумалось о судьбах старушки Мокеихи областное правительство. В прошлом году контрольный пакет акций предприятия выкупил "Яррегионгаз", став его крупнейшим инвестором. Бизнес-план, разработанный
руководством предприятия, рассчитан на инвестиции в сумме более 30 миллионов рублей. Деньги пошли на обновление тяжелой техники, подвижного состава, железной дороги, на выплату полугодовых долгов по зарплате, погашение налоговых платежей, расчеты с энергетиками. Предприятие успешно вошло в реструктуризацию, и пошла работа. План 400 тысяч тонн сделали уже в июле. "Яррегионгаз" просит добавить еще сто тонн. Добавят без проблем, уверена директор предприятия Валентина Косырева. В сухое жаркое лето всех от работы, что называется, воротит, только
не торфодобытчиков. Лето 2002-го для них просто золотая пора. Главное - высушить торф хорошенько, не случайно нынче не горят торфяные караваны, как бывало раньше. Покупатели все те же - Шатура, где свои торфяники горят, Кострома, Тверь... В общем, регионы просят торфа.
К празднику поселок Октябрь помолодел, расцвел новыми красками домов, оделся в новый асфальт. От административного корпуса до главной площади вслед за молоденькими барабанщицами в гусарской форме и духовым оркестром прошли торжественным и почетным маршем ветераны торфопредприятия, среди которых и бывший директор Василий Иванович Шушунин. Он и генеральный директор "Яррегионгаза" Валерий Бровкин стали в праздник почетными гражданами Некоузского района.
На Юбилейной площади нарядные хозяева встречали гостей. Губернатор, прилетевший сюда на вертолете, передал главврачу центральной районной больницы ключи от нового автомобиля медицинской службы. Губернаторские почетные грамоты были вручены и ветеранам, и нынешним лучшим работникам предприятия. Со своими подарками приехали акционеры и партнеры по бизнесу - именно так сегодня называют свою работу в Мокеиха-Зыбинском торфопредприятии. Весь поселок стал праздничной ареной, где вместе с местными артистами на сцену выходили посланцы областной филармонии, молодежные ритмы сменяли танцы в стиле "ретро", а уже в сумерках прогремел праздничный фейерверк.
пос. Октябрь, Некоузский район.
Фото Алексея ХМАРО.