в Тверицах, недалеко от автодорожного моста, можно увидеть оставшуюся от нее железнодорожную ветку - она упирается почти прямо в Волгу. При станции были паровозное депо, мастерские. С Урочских железнодорожных мастерских и ведет свою историю Ярославский вагоноремонтный завод, который отмечает в эти дни свое 130-летие.
На фоне современных предприятий нашего города этот завод - небольшой, скромный - оставался всегда как бы в тени. Между тем его возникновение связано с событиями, имевшими ключевое значение для всей России.
Известный купец и промышленник Савва Мамонтов задумал построить железную дорогу, которая связала бы центральную часть страны и Заволжье, открыв тем самым железнодорожный путь на Север. Исходным пунктом были выбраны ярославские Тверицы, где и появилась станция Урочь, названная так по имени протекающей тут речки. Первым этапом стало строительство участка железной дороги от станции Урочь до Данилова. Вокруг - заволжские леса и топи, населения немного. Существовало мнение, что дорога себя не оправдает. Но она оправдала. Тогда начали строить второй участок Данилов - Вологда. И он оказался прибыльным. Наконец, дорогу продлили до Архангельска - так российская "железка" вышла к северным морям, а Урочские мастерские получили название, соответствующее их новому статусу: "Главные мастерские Московско-Ярославско-Архангель-ской железной дороги".
Здание старенького депо стало уже тесным, и в 1900 - 1901 годах предприятие передислоцируется на новое место. Оно было выбрано на пересечении трех дорог - только что построенной железной и двух гужевых - Костромской и Вологодской. Здесь завод стоит до сих пор.
С конца 1933 года это уже Урочский вагоноремонтный, а с 1962-го - Ярославский вагоноремонтный завод (ЯВРЗ). Местные жители, впрочем, и сейчас называют его иногда просто Урочь. У истории глубокие корни.
В музее истории завода, созданном к его юбилею крае-ведом Верой Викторовной Кузнецовой при поддержке администрации, ветеранов и их семей, можно увидеть удивительные вещи.
Огромную, весом в несколько килограммов рукописную книгу приема и увольнения рабочих и служащих с 1902 до 1918 года. И вторую такую же - с 1918 по 1924 год. Они до сих пор хранились в заводском архиве. Здесь же военная гимнастерка отца, которую сохранила О. Г. Булгакова. Только в первые два года войны на фронт ушли 474 человека, их заменили женщины и подростки. Женщины трудились без всяких скидок, в том числе кочегарами, нагревальщицами заклепок, даже молотобойцами. Более 100 человек строили оборонительные сооружения под Ростовом. Диорама этой поистине народной стройки сделана со слов ветерана завода Екатерины Михайловны Тиунчик.
Завод оказался ближайшим к фронту железнодорожным предприятием. В музейных витринах - макеты продукции военных лет. Здесь ремонтировали бронепоезда, вагоны для оборонных грузов и перевозки воинских частей. Возвращали в строй действующих покалеченные санитарные поезда, делали вагоны-бани, изготавливали бронеплощадки.
На ЯВРЗ сохранились "экспонаты", которые просто не поместились бы ни в каких музейных стенах. Водонапорная башня, сооруженная в 1929 году, по праву может считаться памятником не только местного, но и федерального значения. Это ажурное строение возведено по проекту знаменитого русского инженера и ученого В. Г. Шухова. Им построены телевизионная вышка на Шаболовке в Москве и около 500 башен по всей России. В Ярославле их было шесть, осталась одна эта. "Шуховская башня" сыграла важную роль в инженерном обустройстве завода. С ее открытием здесь появилась система водоснабжения. До того приходилось качать воду из колодцев и из протекающей рядом речки Цветочки.
Существующие ныне здравпункт, столовая, двухэтажные жилые дома на Цветочной улице - тоже свидетельства заводской истории, но более поздней. Они возведены в 1953 - 1966 годах, когда во главе предприятия был Иван Сергеевич Никифоров. При нем появились и дома в новом Парковом поселке, парикмахерская, была приобретена первая легковая машина "Москвич".
В это же время и чуть позже были построены первый пятиэтажный кирпичный дом и котельная на Красноборской улице. С них началось строительство современного Красноборского микрорайона, выросшего на месте пустырей, болот, огородов и ставшего сейчас одним из самых крупных и благоустроенных районов города.
За всем этим - труд людей, работавших и работающих на Ярославском вагоноремонтном заводе. Особое место принадлежит династиям, которые берут начало с первых лет завода, с двадцатых, тридцатых годов и известны до сих пор. Сидоровы, Сапетины, Мурашовы, Солоухины, Куприяновы, Хазовы - их знают все.
Юрий Алексеевич Мурашов - начальник ремонтно-механического участка, его стаж на заводе 44 года, пришел рабочим, заочно окончил институт. 55 лет отдал предприятию его отец, Алексей Иванович Мурашов, возглавлявший электропаросиловой участок, он привел сюда сыновей, невесток.
Был целый куст Куприяновых, несколько братьев, которых здесь звали просто Власовичи. Внучка Ивана Власовича, Ольга Викторовна Колобова, продолжает семейную линию. Она слесарь по ремонту подшипников в колесном цехе.
Завод такого профиля - средоточие мужских профессий, но женщины на нем никогда не были "слабым полом". Многие помнят приветливую, энергичную Евдокию Ивановну Солоухину - первую и до сих пор единственную женщину-шофера. За рулем старенького заводского грузовичка-полуторки она оставалась до 70 лет! Ее сын тоже был шофером, а невестка Татьяна трудится сейчас в завод-ской бухгалтерии. Внук Григорий - электросварщик, внучка Людмила - табельщица. Солоухины породнились с другой большой заводской семьей - Шемахановых, в кузнице шутят, что там собралась целая бригада родственников.
Кстати, кузнечно-механиче-ский цех возглавляет тоже женщина, Ольга Евгеньевна Тимина. Вместе с вагоноремонтным цехом здесь освоили и продолжают осваивать новую продукцию, которая стала сегодня основой экономики предприятия.
В последние два года на ЯВРЗ
происходят серьезные перемены. Завод сейчас не только ремонтный. До 40 процентов объемов производства занимает новая продукция. Под нее закуплено новое оборудование - только в прошлом году на 10 миллионов рублей, внедрено много эффективных технологических процессов. Завод вовремя увидел проблемы, которые волнуют Министерство путей сообщения, и стал брать заказы на то, что сегодня особенно нужно железным дорогам. Освоили, например, изготовление составов для перевозки стрелочных переводов и хоппер-дозаторов для перевозки и засыпки на пути всех видов балласта. Показали свою новую продукцию на выставке, сразу получили диплом.
Авторитет предприятия в наше время напрямую зависит от качества продукции. Сознавая это, здесь самым серьезным образом относятся к пожеланиям и рекомендациям эксплуатирующих организаций. Создана сервисная группа, которая занимается пуском в эксплуатацию каждого состава, отслеживает его работу еще долго после того, как он выйдет из заводских ворот.
Продукция завода стала более сложной. Здесь делают капитальный ремонт механизированных платформ различных назначений, вагонов-самосвалов, хоппер-дозаторов, спецвагонов для перевозки техуглерода, торфовозов, снегоуборочных машин, снегоочистителей, другой техники и составных частей подвижного состава.
Портфель заказов на этот год набран полностью, сейчас формируется портфель на будущий год.
На заводе работает около 800 человек. Поставлена задача сделать так, чтобы каждый работающий и коллектив в целом имели тот набор благ, который должен быть на современном предприятии.
Среднемесячная заработная плата в июне прошлого года составила 3721, а в июне этого - 4444 рубля. Объявлено, что она будет расти и дальше, чтобы люди могли и жить нормально, и съездить в отпуск куда хочется. 70 человек в прошлом году отдохнули на юге по льготным путевкам, за 1300 рублей. Примерно столько же получат льготные путевки, всего за 1800 рублей, в этом году - в Анапу, в Феодосию.
ЯВРЗ - государственное предприятие, цены ему диктуют и, грубо говоря, не дают зарабатывать прибыль. Но здесь ее все-таки получают, крутятся, ищут возможности - в условиях рыночной экономики другого пути нет.
Завод старый, многое требует ремонта, его планируют вести за счет своей прибыли. Привели в порядок
внешний вид цехов, а сколько дел внутри! Пришлось и грузоподъемные краны менять,
и теплотрассы протяженностью несколько километров
прокладывать новые. Отремонтировали к юбилею здание заводоуправления, капитально обновили медпункт, провели реконструкцию заводского сада, заложенного в первые послевоенные годы.
Два года назад директором ЯВРЗ стал Борис Николаевич Терентьев. Ему 47 лет, по специальности экономист. Похоже, завод встает на ноги. Его уже знают в МПС, стали понемножку поддерживать. Ближайшая цель - перевести на газ заводскую котельную. Мазут - самое дорогое топливо, газ дешевле и экологичнее. В администрации области уже выделили лимиты.
Будущее завода целиком зависит от кадров. Прежде всего от кадров специалистов. По сравнению с 1971 годом инженеров с высшим образованием тут стало в три раза больше. Потребность в них продолжает расти. ЯВРЗ пошел по пути подготовки инженеров из детей своих работников. Завод оплачивает их учебу, надеется, что они закрепятся на предприятии. Есть мысль наладить связи со школами.
А пока куплен автобус, он возит людей на работу со всех концов города, даже из Брагина. Хорошо это или плохо - трудно сказать, так жизнь распорядилась. Хотелось бы, конечно, чтобы на ЯВРЗ работали в основном местные, заволжские, для которых завод не чужой, у которых здесь трудились отцы и деды. Именно они оценят лучше других происходящие перемены, отнесутся к радостям и горестям завода как к своим собственным. С другой стороны, предприятие становится все более известным в городе, это тоже неплохо.