На построении перед началом испытаний генеральный директор ОАО «Автодизель» Николай Александрычев добрым словом напутствовал участников.
– Мы посвящаем эти профессиональные состязания 90-летию завода, которое будет отмечаться в октябре, – заявил глава компании. – В дальнейшем пройдут также конкурсы токарей, фрезеровщиков и специалистов других рабочих специальностей. Администрация завода вместе с профкомом делают все, чтобы рабочему человеку на предприятии было лучше и теплей, комфортней и безопасней. Чтобы техника безопасности не нарушалась, а пьянь и водка не мешали работать.
Почему ЯМЗ решило возродить известную с советских времен практику проведения профессиональных соревнований среди своих работников? Для предприятия это насущная необходимость. Завод за последние годы серьезно изменился – на производстве наведен порядок, улучшены условия труда, растет зарплата, сохраняются все социальные льготы, повышаются требования к технике безопасности и охране труда.
Средняя зарплата в ОАО «Автодизель» в марте была 10,4 тыс. рублей, что почти на тысячу больше, чем в декабре прошлого года. Это очень хорошая зарплата для промышленности и не является пределом. На моторном сегодня грамотный специалист может заработать 13 – 15 тыс. рублей в месяц. При этом он пользуется всеми социальными гарантиями – соцпакет, своя поликлиника, база отдыха «Лесное», детский лагерь, нормальный профсоюз, который отстаивает права трудящихся и другие социальные гарантии.
– Я считаю, что гораздо престижнее работать на таком предприятии, как ЯМЗ, – уверен генеральный директор завода. – Это намного лучше, чем быть менеджерами по продажам или охранниками в каких-то структурах, куда стремятся многие молодые люди. Там они зарабатывают 5 – 6 тысяч, как правило, отсутствуют социальные гарантии и зарплата выдается в конверте. А в старости кто им будет платить пенсию?
Конкурс профессионального мастерства слесарей механосборочных работ проводился в два этапа. Для участников из других цехов накануне соревнований проводились уроки, чтобы они не отстали от своих более опытных коллег. Теоретический этап конкурса представлял собой тесты с 25 вопросами, на каждый из которых предлагалось три ответа. Рабочий должен был выбрать правильный. За ошибку полагался штраф – снижение баллов.
Практическая часть состязаний проходила прямо на сборочном конвейере ЯМЗ. Каждый должен был выполнить несколько операций – установка толкателя, сборка и установка распредвала, шатунно-поршневой группы, установка топливного и масляного насосов на готовый двигатель. Сборщики должны были уложиться в указанное время, а также выполнить все необходимые технологические операции и соблюсти правила техники безопасности.
Один из участников конкурса – Алексей Румянцев работает в экспериментальном цехе 15 лет, пройдя вместе с предприятием все тяжелые годы неплатежей и задержек зарплаты. На ЯМЗ ему нравится – есть стабильная зарплата, оплата больничных и отпуска, другие социальные льготы. Отстаивать честь цеха его выбрал коллектив. Операции для Алексея были знакомы, но условия необычны, ведь соревнования проходят в другом цехе. По мнению рабочего, такие конкурсы повышают профессионализм работников.
Первое место в конкурсе занял Александр Белозеров. Ему состязаться было легче других, поскольку его рабочее место находится в цехе сборки и испытания моторов. Шесть лет он трудится на ЯМЗ и не жалеет о выборе места работы.
– Сейчас все привели в порядок, зарплата растет и платится вовремя, улучшены условия труда, – рассказывает Александр. – В конкурсе хотелось проверить свое мастерство и повысить квалификацию. Благодарю за награду и постараюсь своей работой подтвердить оказанную мне честь.
Второе место занял слесарь цеха СИМ Глеб Лапшинов, третье – то-
же слесарь из СИМа Руслан Бытьев. Все они получили денежные призы. Самому молодому участнику конкурса Андрею Грачеву также вручили денежный приз. Особенно – ценным подарком – был отмечен профсоюзом опытный работник и старейший из конкурсантов Тимур Кобаладзе. Он четвертый раз участвовал в конкурсе профессионального мастерства среди слесарей механосборочных работ.
Опытные работники в профессиональных соревнованиях, конечно, быстрее новичков справляются с заданиями. Но для того и проводятся такие конкурсы, чтобы молодежь из разных сборочных цехов поделилась знаниями, смогла проявить себя, узнать новое, послушать советы опытных рабочих. Это хорошие и добрые соревнования – здесь нет зависти и злобы, а есть взаимовыручка и состязания.
На ЯМЗ за последние четыре года за счет притока молодежи обновился коллектив. Если раньше средний возраст работников был 49 лет, сегодня он уже составляет 42 года. На предприятии и сейчас есть спрос на молодых рабочих по специальностям токарь, фрезеровщик, шлифовщик и электромонтер.