Объём финансирования при реализации этой программы должен составить 76 млрд. рублей. Причём из областной казны запланировано на расходы лишь 1,5 процента от этой суммы, а в основном упор сделан на средства инвесторов.
Сейчас энергоснабжение области происходит благодаря работе нескольких теплоэлектроцентралей, каскада ГЭС и 27 котельных. И наполовину зависит от транзита из других регионов, например с Волгореченской ГРЭС в Костромской области, что не лучшим образом сказывается на надёжности энергосистемы.
Говоря о развитии сетевого хозяйства области, а это 3520 километров линий, губернатор Сергей Вахруков посетовал:
– Нужны «понятные» хозяева. А то после июньского смерча мы не могли найти владельцев целого ряда порванных линий, чтобы восстановить энергоснабжение деревень…
Хуже обстоит дело в муниципальной теплоэнергетике. Там эксплуатация объектов зачастую ведётся с нарушением правил, а половина котельных не вписывается в нормативы потребления топлива. Также идёт моральное старение генерирующих объектов и их оборудования, что тоже приводит к дефициту мощностей и увеличению объёмов транзита. Губернатор подчеркнул:
– С увеличением перетока мы попадаем в область увеличения тарифов.
Сергей Вахруков также отметил, что особенно губительна нынешняя ситуация для сельхозпроизводителей:
– Тариф в 4,5 рубля сегодня неподъёмен для сельского хозяйства. Так мы угробим его…
Также вопрос развития энергетики связан с развитием экономики территорий: инвестор приходит туда, где есть инфраструктура, дороги, свет и тепло…
Глава региона призвал переходить на экономные и современные когенерационные установки. Ведь сейчас в небольших населённых пунктах осталось много «монстровидных» котельных – памятников былой мощи крупных градообразующих предприятий… Следствие их неэкономной и неэффективной работы – рост тарифов для населения.
В областной программе развития энергетики намечены такие важные мероприятия, как возведение пяти подстанций, строительство и реконструкция сетевых объектов, замена гидроагрегатов с увеличением мощностей на Рыбинской и Угличской ГЭС.
В ходе обсуждения программы поднимался вопрос о недостаточном использовании альтернативных источников топлива, в том числе и таких традиционных, как торф или дрова. А также о внедрении в качестве топлива биомассы – щепы и других отходов деревообработки. Но по словам Игоря Шарошихина, директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов, перспективы здесь пока лишь «просматриваются».