Посудите сами. Нефтепровод обычно прокладывают кратчайшим путём, и зачастую этот маршрут проходит по полному бездорожью, болотам и лесам. И здесь не обойтись без специальной крупногабаритной техники, а значит, на первый план выходят трактористы и бульдозеристы, экскаваторщики и крановщики, водители трубоукладчиков и большегрузных автомобилей.
– Работа ЯРНУ невозможна без нашего отдела, – уверен исполняющий обязанности начальника транспортного отдела Александр Вавилов. – Потребность в наших водителях и транспорте ежедневная. Десятки автомобилей каждый день преодолевают сотни километров трассы нефтепровода вместе с бригадами трубопроводчиков, ремонтников, специалистов по обслуживанию нефтяных насосов, электрических и электронных автоматизированных систем управления.
Если в 1963 году, когда было создано Ярославское РНУ, транспортный участок насчитывал какой-то десяток единиц техники, то сегодня в состав транспортного отдела входят автотранспортный цех и пять станций, расположенных на расстоянии ста километров друг от друга – в населённых пунктах Ярославской области Коромыслово, Палкино, Правдино и Новгородской – Быково и Песь. Более трёхсот тридцати единиц техники автопарка – легковые и грузовые автомобили, экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики – выполняют самые различные задачи по обслуживанию трубы.
Сегодня в транспортном отделе Ярославского РНУ трудятся 270 человек, все они – водители, автомеханики, слесари и электрики – специалисты высочайшего уровня.
– У нас в коллективе 80 процентов водителей первого класса, автомехаников без среднего специального образования нет ни одного, – рассказывает Александр Николаевич Вавилов.
Хоть каждый из них – лучший на своём месте, нет пределов совершенству. Потому на предприятии ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии», проходит он в три этапа – от конкурса внутри
ЯРНУ до масштабного этапа, в котором задействованы водители всей системы «Транснефть». Среди сотрудников транспортного отдела Ярославского РНУ водитель Павел Семёнов стал лучшим по профессии в рамках ООО «Балтнефтепровод», а в прошлом году он же принёс своей команде «серебро».
Большое внимание уделяется на производстве безопасности дорожного движения. Инженер по безопасности дорожного движения Сергей Анатольевич Петров с гордостью демонстрирует нам учебный класс, оборудованный по последнему слову техники. Здесь проходят занятия: учебная 20-часовая программа с финальной сдачей зачёта обязательна для всех, вне зависимости от того, вчера ты получил водительские права или уже три десятка лет крутишь «баранку».
– Водители садятся «за парту» с охотой, – поясняет Сергей Петров.
На специальном стенде отрабатываются различные ситуации – пересечение железнодорожных переездов, перекрёстков, круговое движение, то есть те болевые точки, которые наиболее часто фигурируют в различных дорожно-транспортных происшествиях. Изменения в правилах дорожного движения, оперативная информация Административного кодекса, какие напитки «распознаёт» алкотестер – на любой вопрос у инженера по безопасности Сергея Петрова есть исчерпывающий и компетентный ответ. Вот что значит – человек на своём месте.
Впрочем, здесь случайных людей нет. Начальник отдела по обслуживанию импортной техники Александр Васильевич Соколов работает на предприятии семь лет. С самой сложной автотехникой он на «ты»: сказывается опыт предшествующей работы, связанной с КамАЗами. Одной гусеничной техники под его началом больше двадцати единиц. «Иностранцы» требуют к себе особого подхода, уверен Александр Васильевич, здесь русское «авось» не срабатывает. Специфика работы потребовала знания английского языка (почти все сопровождающие документы на языке страны туманного Альбиона) – освоил. И хоть в разговорных навыках он не силён, признаётся Александр Васильевич, любой технический перевод выполнит в два счёта.
В подчинении Соколова – пятнадцать человек, каждый, как премьер в театре, будучи специалистом высокого уровня, со своим нравом, но Александр Васильевич с каждым находит общий язык.
На каждом предприятии есть люди-«легенды». Слесарь Владимир Александрович Сторожилов – как раз из таких. Самую наисложнейшую технику способен разобрать до винтика и собрать обратно. В его мастерской – идеальный порядок, инструменты разложены по линеечке, специальная литература – стопочкой. Без порядка в нашем деле никуда, считает Владимир Александрович. На предприятии он трудится с 1979 года: пришёл сюда водителем, участвовал в строительстве нефтепровода Сургут – Полоцк, за что награждён высокой государственной наградой – медалью «За трудовое отличие». А уж ведомственных благодарностей и грамот у ветерана производства просто не сосчитать.
Прокрутив полтора десятка лет «баранку», он «осел» в гараже. И здесь ему нет равных: электрика или аккумулятор забарахлит, потребуются ли навыки вулканизаторщика или жестянщика – любое дело спорится в золотых руках бригадира слесарей Владимира Александровича Сторожилова.
– У нас на предприятии все знают: что ни случись с машиной, Сторожилов разберётся, – без ложной скромности признаётся старожил Ярославского РНУ.
Водители, работающие сегодня в ЯРНУ, сделали бы честь любому автотранспортному предприятию. Это и водитель первого класса Владимир Полянский, с детства мечтавший работать на КамАЗе. Сегодня, когда его мечта стала явью, именно ему доверяют самые ответственные командировки. И настоящий дорожный ас Константин Александрович Гурьев, «намотавший» за без малого сорокалетний водительский стаж по разным стёжкам-дорожкам России-матушки больше миллиона километров.
Специалистов автотранспортного отдела Ярославского РНУ всегда привлекают к строительству самых ответственных объектов. На сегодняшний день таковым является нефтепровод ВСТО – Восточная Сибирь – Тихий океан. Пуск этого нефтепровода даст возможность торговать «чёрным золотом» со странами на Востоке и не зависеть от сюрпризов западного нефтяного рынка. Самыми первыми работниками ЯРНУ, которые два года назад поехали на строительство нефтепровода ВСТО в Якутию, были именно водители Ярославского нефтепроводного управления. Им досталась самая тяжёлая работа первопроходцев: завозили материалы в тяжёлых погодных условиях (зимой столбик термометра колебался на отметке минус 50 градусов) – ни дорог, ни жилья, ни связи. Выдюжили, справились.
Когда общаешься с людьми, чьим делом жизни стал «Балтнефтепровод», как нигде в другом месте, понимаешь, что значит корпоративный дух. И когда водители, механики, слесари автотранспортного отдела Ярославского РНУ в один голос говорят о том, что они – одна команда, понимаешь: так оно и есть.