Первая часть доклада губернатора по сути стала детальным анализом состояния в нашей области. Обстановка конца 2008 года несколько напоминала ситуацию на пожаре: нужно срочно тушить пламя, и тут не до выяснений, кто виноват и как восстанавливать сгоревшее. Прошёл год, пришло осознание глубины проблемы, и появился первый трезвый вывод: этот кризис – структурный, и дело не только в финансовых махинациях за океаном.
– В начале 2009 года мы столкнулись с ситуацией, какой не наблюдали уже несколько лет: значительный спад промышленного производства, массовое сокращение работников, долги по заработной плате, риск банкротства ведущих предприятий региона и недоступность кредитов, – говорил в своём выступлении Вахруков. – Справедливости ради нужно сказать, что область оказалась не готова к этим кризисным явлениям.
И губернатор по пунктам перечислил причины, из-за которых Ярославская область по многим показателям имела не самые позитивные тенденции среди других субъектов Федерации.
Первой была названа всем известная, структурная: монопрофильность региональной экономики, ориентированной на машиностроение с достаточно большой долей оборонного заказа, а также малое число промышленных предприятий, выпускающих конечный продукт.
– К началу 2000 года не было осуществлено качественное обновление экономики, – сказал Сергей Вахруков. – Да, был рост производства, но он происходил на устаревшей экономической базе. На территории области практически не появилось новых крупных производств и новых инновационных продуктов. А рост инноваций был очень важен, что продемонстрировал ряд субъектов Российской Федерации. Благодаря этому в кризис они чувствовали себя достаточно уверенно.
По словам Сергея Алексеевича, нынешний спад в ярославской машиностроительной отрасли показал, что наша продукция оказалась никому не нужна. Её перестали покупать, потому что на протяжении десятилетий сформировалось её очень низкое качество вкупе с высокой себестоимостью…
Вспоминается: в начале
80-х годов в моей родной школе висел огромный стенд, гордо перечисляющий страны мира, куда идут различные ярославские моторы. И одноклассник Вова в ответ на восторженную реплику учителя по этому поводу заметил: «А мой папа на этом заводе работает. Он рассказывал, что в Африке один двигатель из партии наши отдают бесплатно, потому что брака много!»
– До недавнего момента никто серьёзно не занимался оптимизацией производства, – продолжал губернатор. – Ещё одна причина: качество и уровень менеджмента не соответствует требованиям времени. Кризис продемонстрировал неумение управлять издержками и неэффективность собственников.
Выходит, что большая часть начальства кроме пафосных выездов на иномарках и неизменных ремонтов офисов под евростандарт оказалась ни на что большее не способна? Не секрет, что «рулить» в полностью настроенном механизме, будь это «геленваген», самолёт или завод, может и обезьяна. Человеческие же качества руководителя проявляются как раз в «штормовую погоду». Или не проявляются…
Ещё одна причина остроты кризиса в Ярославской области: неподготовленность в управлении финансовыми потоками.
– В «тучные годы» в дальновидных субъектах Федерации занимались наполнением своих фондов и резервов, – докладывал Сергей Вахруков. – Мы же накапливали государственный долг. Последний сбалансированный бюджет Ярославская область приняла в 2002 году. С этого момента дефицит бюджета ничем не покрывался, деньги попросту проедались. Дефицит с 0,5 миллиарда вырос до двух с лишним миллиардов рублей. В результате в кризисный 2009 год вместо того, чтобы выделять средства на решение социальных проблем или развитие экономики, мы около одного миллиарда рублей были вынуждены направлять на обслуживание государственного долга! При этом деньги занимались под весьма дорогие «кризисные» – 19 процентов годовых.
Сейчас правительство сумело пусть незначительно, но снизить долю долга, добилось меньшей в два раза процентной ставки, однако эти миллиарды по-прежнему висят гирями на «ногах» ярославской экономики, не давая ей развиваться нормально.
Главным достижением за 2009 год, по словам губернатора, стало полное выполнение антикризисной программы и сохранение экономического потенциала региона. В области сохранена социальная стабильность, и даже в это сложное время в экономику заложен потенциал для будущего роста.