Сегодня проблема нехватки бюджетных средств остро стоит как
на федеральном, так и на региональном уровнях. Деньги нужны
на строительство автомобильных дорог, поддержку жилищно-коммунального сектора, здравоохранения, образования, культуры. Выход
из сложившейся ситуации – государственно-частное партнёрство (ГЧП). Другими словами, привлечение частного капитала для решения социально-экономических проблем региона. Об этом шла речь
на заседании координационного совета по государственно-частному партнёрству в Ярославской области.
В мероприятии приняли участие губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, заместитель губернатора Игорь Елфимов, депутаты Ярославской областной Думы и представители деловых кругов региона.
Суть государственно-частного партнёрства заключается в том, что при небольшой доле бюджетного софинансирования частный инвестор вкладывает в проект собственные средства и получает кредит Внешэкономбанка. Поскольку в будущем эксплуатировать объект будет сам инвестор, качество его работы значительно повысится. В первую очередь предстоит заняться строительством дорог, газопроводов, энергетических сетей, водопроводов и теплоснабжающих систем. С инициативой строительства или модернизации того или иного объекта смогут выходить как сами бизнесмены, так и областные и местные власти. Список новых проектов будет формировать региональный центр государственного и частного партнёрства – эта структура уже создана в правительстве Ярославской области.
– Сегодня ведётся активная работа по подготовке региональной нормативной базы по ГЧП. Рабочая комиссия готовит законопроект «Об участии Ярославской области в проектах, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства». К 15 июля соответствующий региональный закон должен быть принят, – сообщил Сергей Вахруков. – Политика государственно-частного партнёрства, базирующаяся на конкурсной основе, чёткости и прозрачности всех процедур, обеспечит повышение привлекательности инвестиций в проекты Ярославской области и создаст дополнительные предпосылки к формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе на фоне повышения его инвестиционного потенциала.
Одной из серьёзных составляющих ГЧП могут стать инвестиции в общественную инфраструктуру. То есть привлечение частного бизнеса в те отрасли, на развитие которых у государства недостаточно финансовых средств. Например, строительство дорог. Ведущие страны Западной Европы, США, Австралия уже давно активно используют механизм ГЧП для реализации крупных инвестиционных проектов. В России самый характерный пример новой экономической политики – опыт Санкт-Петербурга, где стратегия развития современной инфраструктуры реализуется в первую очередь с помощью инструментов государственно-частного партнёрства. Теперь эту модель предстоит внедрить и в Ярославской области.
По мнению Игоря Елфимова, реализуя масштабные инфраструктурные проекты через механизмы ГЧП, региональные власти выиграют по нескольким направлениям. Во-первых, произойдёт перераспределение финансовой нагрузки при реализации дорогостоящих проектов. Во-вторых, реальностью станет опережающее развитие общественной инфраструктуры: за один год можно построить
10 школ и 10 лет их использовать, а не строить в течение
10 лет по одной школе в год.
В-третьих, будет чётко распределена ответственность и,
в-четвертых, появится новый стимул развития частной финансовой инициативы на территории Ярославской области, то есть сформируется новый сегмент бизнеса для малого и среднего предпринимательства.