Об этом перспективном инвестиционном проекте для всей Ярославской области «Северный край» в общих чертах уже рассказывал своим читателям. Теперь пришла пора углубиться. Напомним, что проект позволит на самом ЯМЗ создать 1200 новых рабочих мест. С учётом же привлечения смежных предприятий ярославского дивизиона дизелестроения, по некоторым источникам, общее их количество достигнет полутора тысяч.
Особенность нового двигателя ЯМЗ заключается в том, что он в отличие от базовых моторов этой марки имеет не традиционное V-образное расположение цилиндров, а так называемое «рядовое». То есть цилиндры «построены» в один ряд. Это делает двигатель более компактным.
Если не касаться технических тонкостей, то о перспективности ЯМЗ-530 можно сказать следующее: этот модельный ряд двигателей уже сейчас соответствует стандартам Евро-2 и Евро-3. С учётом же их модернизации планку реально поднять до уровня Евро-5 и даже Евро-6. Но это уже планы конструкторов предприятия на будущее...
Готовые к различному модифицированию, двигатели ЯМЗ-530 закрывают диапазон мощности от 80 до 240 лошадиных сил. Они могут устанавливаться на автобусы малой и средней вместимости ПАЗ,
ЛиАЗ, «Волжанин», грузовые автомобили ГАЗ, ЗиЛ, МАЗ, «Урал», тракторы и комбайны различных мощностей и модификаций целого ряда российских предприятий, лёгкую колесную и гусеничную технику Министерства обороны. Более 20 заводов из России, Белоруссии и Украины входят в число потенциальных потребителей нового мотора.
Производство новых двигателей, разработанных отечественными конструкторами и специалистами австрийской фирмы AVL, выводит ОАО «Автодизель» на новые рубежи, позволяя загрузить работой предприятие на много лет вперёд. Это не просто строительство производственной площадки предприятия, это – возведение целого направления в работе завода.
В минувшую среду на заседании совета директоров ОАО «ГАЗ» были подведены итоги реализации этого проекта в 2009 году. Благодаря инвестициям «Группы ГАЗ» в объёме
3 миллиардов рублей, как сообщается в пресс-релизе правительства Ярославской области, он вышел на заключительный этап, связанный с подготовкой и запуском производства. По подписанным ранее контрактам практически полностью выпущено оборудование для производства первой очереди.
Кроме того, уже собрано 50 опытных образцов двигателей, прошедших необходимый объём стендовых испытаний. Два с лишним десятка передали отечественным и зарубежным автопроизводителям для адаптации и дорожных испытаний. В их числе белорусский
МАЗ, российские ПАЗ, ЛиАЗ,
УралАЗ и ГАЗ. Более того, практически весь объём производства первой очереди ЯМЗ-530 – 50 тысяч двигателей и силовых агрегатов – уже подтверждён заявками заказчиков.
Здесь самое место перейти от перспектив к реалиям. А они таковы: чтобы материализовать вышеописанный проект в полном объёме (а он, повторюсь, имеет не только промышленное значение, но и социальное), собственных капиталовложений «Группы ГАЗ» с её
18 процентами акций ОАО «Автодизель» явно недостаточно. Необходимо получить десятилетний кредит в сумме 5,8 миллиарда рублей.
Осенью 2009 года наблюдательный совет госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) под председательством премьер-министра Владимира Путина одобрил выделение средств. Однако в конце декабря минувшего года решение совета директоров ОАО «ГАЗ» было заблокировано миноритарным акционером ЯМЗ – государственной корпорацией «Ростехнологии», владеющей порядка 30 процентов акций.
Официальная причина отказа в сотрудничестве одной госкорпорации с другой была объяснена особенностями российского законодательства. Мол, при получении такого кредита необходим залог. Он выражается в виде передачи части акций в банк. Это обычная практика для банкиров, которые будут иметь возможность провести отчуждение акций в случае провала любого проекта. Однако отчуждение акций у государственных корпораций на основании указа Президента РФ от 10 июля 2008 года должно происходить только после соответствующего решения наблюдательного совета корпорации и подтверждения правительства страны.
Получается замкнутый круг. Передать акции в банк невозможно, потому что в случае провала они уйдут из «Ростехнологий». Но проект только начинается, и никто не говорит о его несостоятельности. Наше законодательство – настоящий Клондайк для грамотных юристов, решивших повернуть закон в свою сторону.
Если же зрить в корень, то за тонкими юридическими формулировками может скрываться предположение: если «Ростехнологии» воспользовались такими объяснениями, значит, они не верят в осуществление этого проекта и боятся потерять акции. Но проект утверждён Владимиром Путиным после экспертизы ВЭБа... Что за непонятные войны между двумя солидными государственными корпорациями? На данный момент существует наиболее правдоподобная версия этого явления.
Начиная с 2006 года, в Набережных Челнах Республики Татарстан работает совместное с американской компанией «Cummins» предприятие «Камминз Кама». Созданное на площадке завода «КамАЗ-Дизель», оно производит двигатели аналогичного модельного ряда, что и намерены делать ярославцы. Якобы «Ростехнологии» являются также ведущими акционерами КамАЗа. Поэтому, защищая интересы одних своих акционеров, уважаемая госкорпорация тормозит развитие других...
А поскольку корпорация – это не стены, а люди и лоббирование интересов не считается уголовно наказуемым преступлением, то... выводы напрашиваются сами по себе. Повторим, это всего лишь версия.
Против неё хотя бы говорит тот факт, что двигатели «камминз-310» в основном устанавливаются на автомобили семейства КамАЗ. ЯМЗ-530, в свою очередь обслуживает десятки автомобилестроительных предприятий на территории СНГ. Их интересы не пересекаются, если, конечно, не вообразить, что моторщики с берегов Камы намерены подчинить себе весь рынок ярославских движков. Но это уже на уровне фантастики: за продажами ЯМЗ существуют не только производители моторов, но и смежники, дистрибьюторы... Целая империя, которую юридической эквилибристикой «перепрофилировать» невозможно.
Правда, имеет право на жизнь ещё одна гипотеза: два обладателя технологий – американский и австрийский – борются за жизнеспособность своих трендов. Европейцы, разочаровавшись в альянсе с США (у которых есть свои заводы и ещё больший кризис), готовы идти на самое широкое сотрудничество с нашей страной. «Штатники» же делают всё, чтобы новые направления в моторостроении как можно дольше не приживались в России. А это уже большая политика...
В феврале пройдёт повторное голосование по финансированию проекта ЯМЗ ВЭБом. Посмотрим, кто победит: государственные интересы или лоббисты.