КТО ВЛАДЕЕТ, ТОТ И ПРАВ
Новый совет директоров ТМЗ на внеочередном собрании будут выбирать акционеры, состав которых не претерпел значительных изменений за три года. Владельцами крупных пакетов акций являются государство (31,77 процента акций), компании, близкие к холдингу «РусПромАвто» (20,31 процента), ОАО «Автодизель-сервис» (14,33 процента).
Холдинг «РусПромАвто», контролирующий в Ярославле крупнейшие предприятия – ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗДА» и ОАО «ЯЗТА», все последние годы сохранял интерес к ТМЗ. Это и понятно – завод является смежником для Ярослав-ского моторного, поставляя ему около 70 процентов своей продукции (в том числе блоки, коробки передач, маховики, диски для двигателей ЯМЗ). Если что-то случится с ТМЗ, то конвейер на «Автодизеле» сразу встанет. В связи с этим «РусПромАвто» с момента покупки акций предприятия контролировал совет директоров – большинство в нем занимали представители холдинга, за их позиции голосовали также представители государства.
В период внешнего управления постоянно меняющиеся руководители «РусПромАвто» в один голос твердили, что в случае продажи активов предприятия с молотка будут участвовать в этих торгах, чтобы купить завод. Банкротства уже нет, и теперь холдинг рассчитывает установить контроль над заводом, который впослед-ствии можно будет слить с ОАО «Автодизель». На 15 мест в совет директоров «РусПромАвто» выдвинуло 15 человек, включая главу дивизиона «Двигатели» Игоря Кульгана. В случае солидарного голосования с представителями государства, которое, как держатель крупнейшего пакета акций, выдвинуло в совет директоров 8 кандидатур, холдинг по-прежнему может получить большинство в управляющем органе завода.
СЕГОДНЯ ПО 500,
А ЗАВТРА ПО 200
В этой борьбе за места в совете директоров не учитываются голоса около девяти тысяч частных акционеров предприятия – бывших и теперешних работников ОАО «Тутаев-ский моторный завод». По различным оценкам, на середину 2005 года им принадлежало около 30 процентов акций завода. Эту армию владельцев ценных бумаг не раз пытался объединить бизнесмен из Тутаева и экс-председатель совета директоров завода Михаил Володарский, который, как глава «Промышленно-крестьянского фонда», владел около 1,5 процента акций завода. Однако в ходе процедуры банкротства все это было бесполезно.
Предстоящее внеочередное собрание акционеров и выборы генерального директора подогрели ажиотаж вокруг акций предприятия, которые у многих в Тутаеве валялись забытые в дальних углах. Перед новым годом в городе выстраивались очереди, чтобы как можно дороже продать бумаги, которые в один миг стали ценными. Скупку сразу в нескольких точках города организовали ярославцы. В чьих интересах они дей-ствовали, оставалось неизвестным.
Газеты пестрили призывами сдавать акции, с указанием цен. На месте оказывалось, что цена покупки ниже обещанной, но люди, считавшие, что акции ТМЗ ничего не стоят, без сожаления расставались с ними по любой цене. По оценкам частных акционеров предприятия, только 30 тутаевцам удалось получить максимальную стоимость – 500 рублей за одну обыкновенную акцию. Но крупные суммы из Ярославля привозили нечасто, и остальные расставались с привилегированными ценными бумажками за 100 – 200 рублей, с обыкновенными – за 200 – 300.
Перед новым годом, когда подошел срок закрытия реестра акционеров накануне внеочередного собрания, скупка акций прекратилась так же быстро, как и началась. И у завода появился новый собственник – ЗАО «Регион-Файнекс», который контролирует 6 процентов акций и выдвигает трех своих представителей в совет директоров. По оценкам наблюдателей, именно эта компания и скупала у населения акции ТМЗ, но не для кого-то из действующих акционеров, а в спекулятивных целях. Теперь представители владельцев шести процентов акций ТМЗ предлагают их как холдингу «РусПромАвто», так и другим потенциальным заинтересованным лицам примерно за 1 млн. долларов. По нашей информации, покупателей на этот пакет ценных бумаг пока не нашлось.
ЗАВОД ВОЗГЛАВИТ «ОПЫТНЫЙ ТОВАРИЩ»
18 января на Тутаевском моторном заводе побывал губернатор Анатолий Лисицын. Он посмотрел, как работает предприятие после прекращения процедуры банкротства, и встретился с трудовым коллективом. Глава региона принимал активное участие в судьбе предприятия все последнее десятилетие и сегодня рассчитывает на стабильную работу завода. Анатолий Иванович побывал в механосборочном цехе, осмотрел коробочное производство и восстановленный после пожара литейный цех, где стоит новое оборудование.
По мнению губернатора, после окончания процедуры банкротства ТМЗ сможет возродиться как самостоятельное предприятие. Уже сейчас завод выполняет новые заказы для РЖД и предприятий ЖКХ. Глава региона назвал кандидатов в совет директоров предприятия от администрации области. Это его первый заместитель Александр Федоров и директор департамента промышленности и транспорта Валерий Жуков. Однако называть человека, который может стать генеральным директором предприятия, губернатор не стал.
Как стало известно газете, в состав нового совета директоров выдвинуты представители действующей команды топ-менеджеров, которые с 1998 года руководят предприятием, – экс-генеральный директор завода Борис Пешков и его заместители Виталий Грибанов и Виктор Алькаев. Однако никто из них не будет претендовать на пост генерального директора ТМЗ.
При всем желании холдинга «РусПромАвто» поставить во главе завода своего человека (а все 15 кандидатов от этой компании в совет директоров – москвичи) этот вариант не поддержан в администрации Ярославской области, предложенные кандидатуры не получили согласования.
Как нам стало известно, в ходе нескольких раундов переговоров областной власти с руководством «РусПромАвто» на пост генерального директора была одобрена кандидатура некоего «проверенного товарища», который сейчас работает во власт-ных структурах и имеет опыт руководства промышленным предприятием. Его имя будет названо 20 февраля, когда избранный на внеочередном собрании акционеров совет директоров будет решать судьбу руководителя ТМЗ.
Если согласованный кандидат будет избран, администрация Ярославской области сможет контролировать работу крупнейшего градообразующего предприятия региона, не входя в противоречия с холдингом «РусПромАвто». А это залог того, что какие-либо радикальные решения по поводу дальнейшей судьбы ТМЗ не будут приняты без учета интересов его работников и жителей Тутаева.
ИСТОРИЯ УСПЕШНОГО БАНКРОТСТВА
Внешнее управление в ОАО «Тутаевский моторный завод» было введено в мае 2003 года по требованию государства, которое являлось основным кредитором предприятия. Завод задолжал в бюджеты и внебюджетные фонды более 1,5 млрд. рублей. За год администрация ТМЗ обжаловала в арбитражном суде претензии налоговиков, в результате чего удалось сократить размер требований с 1,2 млрд. до 300 млн. рублей.
В апреле 2005 года государство попыталось ввести на ТМЗ конкурсное производство, что означало бы продажу активов завода с молотка. Это предложение не было поддержано арбитражным судом. Одновременно прокуратура Кировского района Ярославля начала расследование уголовного дела о превышении должностных полномочий сотрудниками налоговых органов при проведении налоговых проверок и предъявлении претензий в отношении Тутаевского моторного завода.
В сентябре 2005 года арбитражный суд прекратил производство по делу о банкрот-стве ОАО «Тутаевский моторный завод» в связи с удовлетворением требований кредиторов, которым предприятие выплатило 215 млн. рублей.
На ТМЗ сегодня работают 5200 человек, средняя зарплата составляет около 8 тыс. рублей и выплачивается вовремя. Предприятие полностью платит налоги и будет частями погашать задолженность в размере 132 млн. рублей, которые были накоплены заводом в ходе процедуры банкротства.