В планах экономического развития региона выделено 13 приоритетных направлений, или кластеров. Основная ставка делается на развитие инфраструктуры городов, в том числе транспортной, строительство предприятий с применением высоких технологий. В области сейчас развивается технопарк «Новосёлки» с его машиностроительными и фармацевтическими предприятиями, на очереди - технопарки в Переславле и Угличе.
Более того, и при ныне действующих предприятиях региона есть возможность создавать новые промышленные площадки. Такие, как завод по производству режущего инструмента с использованием нанотехнологий на базе рыбинского НПО «Сатурн».
После докладов гости начали задавать вопросы, из которых стали видны приоритеты Европейского банка в отношении сотрудничества с Россией. В частности, они удивились, почему в числе приоритетных кластеров не были названы развитие сельского хозяйства и такой уникальной транспортной инфраструктуры, как река Волга. Мол, нельзя ли по матушке-реке пускать корабли океанского класса.
Гостям рассказали, что развитие сельского хозяйства в регионе включено в один из 13 приоритетов. В заявочной программе на этой теме внимание не заострили, традиционно акцентируясь на промышленности. А ведь планируется увеличить производство сельхозпродукции на 10 процентов и полностью обеспечить ею потребности жителей области. Кроме того, при сотрудничестве с финскими и немецкими партнёрами идёт работа по выращиванию ячменя и рапса для биотоплива (в этом месте евроделегация одобрительно закивала головами). Что же касается кораблей с океанской оснасткой, то пройти им по Волге не даст не то что мелководье, а система шлюзов и каналов, построенная ещё при Сталине.
Впрочем, идея, предложенная одним из директоров Евробанка, сама по себе таит экономический Клондайк для приволжских областей России. Прямой канал поставок грузов с Атлантического океана через Балтику в Каспийский регион, а значит, в Азию, минуя длинные и опасные маршруты через Суэц и Индийский океан... Возрождение старинного торгового пути «Из варяг в греки» - масштабно мыслят гости из ЕБРР, ничего не скажешь.
Правда, в ответ на такие предложения пока мы можем только говорить о сложной логистической системе перегрузки из кораблей в вагоны и наоборот. Ведь для создания нового транспортного коридора, который вдохнул бы жизнь во все области центра России, требуются новые порты на Волге, терминалы... А ведь говорил об этом Владимир Путин несколько лет назад! У «евробанкиров» память оказалась хорошей.
На данный же момент необходимо работать над реализацией инвестиционных проектов для ярославской экономики, подготовленных самостоятельно.
- Наша задача заключается в том, чтобы предложить инвесторам готовые для реализации проекты. Поскольку Европейский банк реконструкции и развития предъявляет к проектам серьёзные требования, в том числе экологические, нам предстоит достаточно серьёзная работа по их доводке. В ближайшее время мы уже сможем говорить о более конкретных сферах взаимодействия, - пообещал Сергей Вахруков.
Для доводки проектов под стандарты Евробанка, собственно говоря, и прибыла впервые на Ярославскую землю столь представительная делегация.