Самым негромким, но зато и самым крупнокалиберным (по произведённому впечатлению) было, конечно же, заседание постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
Представьте себе: играют солдаты тайком в карты, и вдруг входит генерал и спокойно так спрашивает: «А что это вы здесь делаете, служивые?» Примерно тот же эффект произвёл доклад заместителя губернатора, директора областного департамента финансов Анатолия Фёдорова об исполнении областного бюджета за первый квартал текущего года - уж очень серьёзные цифры прозвучали, всем стало не до прений.
Представленная Анатолием Павловичем информация показала, что областная власть ситуацию держит под контролем - никаких неприятных сенсаций вроде массовых невыплат зарплаты нет и не предвидится. Однако в целом финансы поют романсы, причём чем ниже уровень бюджета, тем хуже с ним обстоят дела. Так, доходы областного бюджета по сравнению с прошлым годом сократились всего на 9 процентов, а прибыли консолидированного, то есть областного вместе с муниципальными, - почти на 20!
Да и сама областная казна в серьёзной зависимости от щедрости федерального кошелька. А муниципальные бюджеты в свою очередь уповают главным образом на помощь областного. Одним словом, вертикальней некуда, все деньги приходят «сверху». Сравните: с начала года областной бюджет получил 5 миллиардов 92 миллиона и истратил 5 миллиардов 335 миллионов (это около 14 процентов от плана). Из пяти «расходных» миллиардов более трёх (!) ушло на трансферты, то есть на адресную помощь городам и районам.
Потребности области такие доходы удовлетворить в полной мере не могут. В июне ожидается поступление средств из Москвы в рамках плановой поддержки регионов федеральным центром. О том, насколько серьёзной должна быть эта поддержка, говорит размер фонда помощи регионам - 150 миллиардов. Ведь далеко не самая бедная в России Ярославская область за год заработает (если судить по первому кварталу) около 30.
К сожалению, иногда случается, что правила, продиктованные высоким начальством, влетают подчинённым (в данном случае - нам) в копеечку. Например, расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга в этом году выросли вдвое. Это произошло потому, что докризисные банковские ставки (естественно, утверждённые Центробанком) составляли 9 процентов, а сейчас подскочили до 19. А 64 миллиона область потеряла на росте курса евро по отношению к рублю. Есть интересная подробность - когда правительство области берёт кредиты в банках, то пользуется только скромными, но безопасными рублями, а вот займы, полученные по линии Минфина, идут строго в валюте. Минфин-батюшка с рублями не работает, а спорить с ним нельзя. Налоговые поступления понемногу сокращаются, неналоговые (аренда и продажа земли) сокращаются очень быстро (в 2008 году - 269 миллионов, сейчас - 87).
Наступает время экономии и контроля. Депутаты обсудили обращение контрольно-счётной палаты в Думу, контролёры просят полномочий по экспертизе долгосрочных областных целевых программ. Сейчас таких в области две - программа по реформированию региональной финансовой системы, рассчитанная на четыре года, и программа по развитию дорожной сети, рассчитанная на пять лет. Ожидается, что будут разработаны ещё четыре долгосрочные программы. Чиновники согласны, чтобы их работу контролировали. Процесс экспертизы будет постоянным.
Комиссия также заслушала информацию о подготовке проекта обращения Ярославской Думы совместно с губернатором к Президенту и Правительству РФ. Вопрос - важнейший: обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Политические заявления о том, что жильё должны получить все ветераны, прозвучали недавно и громко, но ясности в нормативных документах по этому поводу нет никакой. Например, неизвестно, будут ли официально приравнены к ветеранам вдовы погибших, а ведь в Ярославской области их 511.
В рабочую группу по подготовке проекта обращения вошли депутаты Татьяна Дубровина, Станислав Смирнов и Наталья Балакирева.