В окрестностях озера Неро ещё с Х – ХI веков местные жители интенсивно занимались выращиванием лука, огурцов, а также зелёного горошка. В конце ХIХ века неведомо какая – служебная ли, иная надобность, – привела в эти края проживавшего в Москве француза Манё. Вид бескрайних изумрудных гороховых зарослей на приозёрной земле, очевидно, приворожил пришельца с недюжинной предпринимательской жилкой. Выкупил иностранец обычную крестьянскую избу, превратив её в мини-заводик по консервированию зелёного горошка. Тут были установлены варочные котлы, закаточное оборудование и прочие причиндалы полукустарного производства.
Через пять лет француз то ли выдохся, то ли ещё что, но дело передал своему зятю – Коркунову, местному крестьянину. И последний развернулся не на шутку. С 1886 по 1917 год уверенно держалось на плаву неуклонно расширявшееся производство. Горох из Поречья не только рассыпался по России, но и докатился до самой Европы, в частности, до Франции. А ведь эта страна сама культивировала зелёный горошек и кормила им многие европейские страны.
Из архивных документов удалось почерпнуть весьма лестные для Ярославщины сведения. Оказывается, до революции из всего российского горохового экспорта 90(!) процентов шло в ту же Францию из нашей области, и всё – из Поречья! А всему «виной» – землица особая, сдобренная бесценным сапропелем, да беспримерное трудолюбие здешних крестьян-огородников.
Не захирел консервный заводик и в послереволюционной России. Случился небольшой тайм-аут, а потом вновь покатился с завода горошек в разных направлениях. Стабильно увеличивался выпуск продукции, чему во многом способствовали выгодные «оборонные» заказы. Кустарщину постепенно вытеснили европейские технологии и продвинутое оборудование. До сих пор на заводе рядом с современными образцами техники уживаются станки германского производства выпуска аж 30-х годов прошлого столетия. И, главное, находятся они в рабочем состоянии. В случае надобности достаточно потянуть на себя рубильник…
Поречский завод пережил вторую мировую, ритмично пыхал себе в пятидесятые – шестидесятые, давая стране первоклассные консервированные продукты: горошек, сгущёнку, огурцы, различные специи. В 1979-м прошла на заводе серьёзная реконструкция.
– Усилиями коллектива горошек в разное время завоевал огромное количество всевозможных призов за качество, по-прежнему экспортировался во Францию, другие страны, – говорит генеральный директор завода Вартан Грачикович Бабикян.
К сожалению, перестроечная волна, накрывшая и огороднический Ростовский район, почти на десятилетие потушила огни в старых производственных зданиях завода в посёлке Поречье. Станки за это время покрылись пылью, рабочие разбрелись кто куда.
Бабикян с двойственным чувством вспоминает самые первые годы нового столетия, когда он со своей командой, полный самых радужных планов, появился в Поречье, чтобы вдохнуть в предприятие новую жизнь. До этого физик и математик Бабикян уже успел поработать в пищевой промышленности, так что дело было знакомое.
– Экономическая ситуация в стране была сложная, длительный простой завода вышел боком, – вспоминает Бабикян. – Мы запустили производство. Отправили первые партии продукции заказчикам. Но вместо оплаты за консервы стали в массовом порядке поступать… рекламации. Оказалось, из-за длительной остановки загрязнились, «закоксовались» детали машин, ёмкости агрегатов. Пыль, проникая в зазоры и щели, приводила к порче продукции. Пришлось всё разбирать по винтику, чистить, а затем вновь монтировать оборудование.
Особенности производства зелёного горошка летом таковы, что исходное сырьё после уборки с поля нельзя перед консервацией хранить где-либо более четырёх часов. Горох быстро приходит в негодность и уже не может считаться «мозговым». Вот почему эту нежную культуру обычно стараются выращивать как можно ближе к перерабатывающему предприятию. К примеру, в Ростовском районе горох культивируется в основном в хозяйствах «Киргизстан», «Россия», «Красный маяк», «Новый путь»… Зимой зелёный горошек производят из сухого сырья, и он называется «салатный».
Одними из базовых, постоянных заказчиков консервов Поречского завода традиционно были части Северного и Тихоокеанского флотов. Но, к сожалению, в девяностые годы военные из-за пресловутого недофинансирования не всегда могли рассчитаться в срок. Да и сейчас в отношениях заводчан с моряками далеко не полный ажур.
– Деньги-то у военных вроде бы появились, а вот что касается объёмов заказов, то здесь загвоздка: то у них густо, то пусто, – сетует Бабикян.
Но в целом дела на консервном идут неплохо. Уже в 2005 – 2006 годах был достигнут объём производства уровня начала девяностых прошлого столетия. На заводе сейчас трудятся 350 человек. То есть требуется работников больше, чем… проживает народу в посёлке. Приходится возить людей из Ростова и посёлка Борисоглебский. Зарплата на предприятии на уровне средней по району. Ассортимент довольно широк – выпускается около трёхсот видов продукции, при этом главными «фишками» по-прежнему остаются сгущёнка и зелёный горошек. Несмотря на то, что качество продукции на заводе традиционно высокое, глава района Валерий Токарев нет-нет, да и попеняет руководству завода: дескать, надо стараться не злоупотреблять сухим молоком, чтобы не ронять марку, честь которой неизменно поддерживают несколько поколений поречских «консерваторов».
Сбыт сейчас налажен неплохо благодаря чёткому партнёрству с обычной розничной торговлей. Нельзя не отметить ещё одно важное новшество. Завод, по сути дела, принял под своё крыло два соседних сельхозпредприятия (с центральными усадьбами в Угодичах и Василькове). Меньше года прошло с момента воссоединения, а результаты уже налицо: численность дойного стада выросла с 350 до пятисот голов. Есть намерение существенно модернизировать скотный двор. Ведь собственная молочная база – серьёзное подспорье для предприятия. Здесь не так давно вошёл в строй огромный, площадью 2500 квадратных метров, цех для фасовки специй, кофе, пакетированных супов и приправ. А ведь раньше это был заброшенный, полузатопленный склад с худой крышей...
Несмотря на кризис, руководство предприятия строит далеко идущие планы. Генеральный директор Вартан Бабикян планирует приобрести для завода специализированный горохоуборочный комбайн стоимостью около пятисот тысяч евро.