«МОЖНО ГОВОРИТЬ О ЧАСТИЧНОЙ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ»
– Экономическая статистика за ноябрь печальная. Промышленное производство сократилось впервые с 1999 года, причём сразу на 8,7 процента. Катастрофа надвигается?
– Я бы апокалипсис не рисовал. Это совершенно прогнозируемое падение производства, отражение тех процессов, которые происходят в мире. Наше падение показывает, насколько глубоко мы интегрировались в мировую экономику. Если взять страны с закрытыми экономиками, в том числе на постсоветском пространстве, то там никакого кризиса нет. Тихо, как на кладбище. У нас спад происходит в основном за счёт строительства и металлургии, которая в огромной степени ориентирована на экспорт. Хорошо ли в такой степени зависеть от экспорта? Не очень. Палка получается о двух концах. Если взять оборонно-промышленный комплекс, то там очень низкая зависимость от экспорта – оборонка в основном работает на госзаказ.
– На поддержку экономики выделены огромные средства. Но где эти деньги? Сбербанк, к примеру, отказывается раскрывать информацию о выданных им кредитах. Доходит ли помощь до экономики в целом, до оборонки в частности?
– Что касается 175 миллиардов рублей, выделенных системообразующим банкам на поддержку реального сектора, то на днях будет принят закон, согласно которому в каждом из этих банков будут сидеть представители государства и фиксировать, куда госсредства уходят. Их можно называть комиссарами, как угодно.
– А пока куда хотят, туда и тратят?
– Нет, не совсем так. Я знаю массу случаев в отраслях, которые я курирую, когда деньги реально попадали по назначению. Примеры? Пожалуйста. 5,8 миллиарда рублей – ракетно-космической компании «Энергия». НПО им. Лавочкина – 250 миллионов рублей. Пермскому заводу «Машиностроитель» – 230 миллионов рублей. НПО «Сатурн» – 7,5 миллиарда рублей уже выделено, а вся кредитная линия – 11,5 миллиарда. Но там с условиями. Это первый случай, когда сами акционеры признали, что у них не хватает оборотных средств, и они готовы часть своих акций уступить государственной структуре «Оборонпром», которая является дочкой «Ростехнологий». Можно говорить о частичной национализации, но это не национализация по принуждению.
«ВЫ ЧТО ДУМАЕТЕ, МЫ СЛЕПО РАЗБРАСЫВАЕМ ДЕНЬГИ?»
– Понятно, что поддерживать оборонку надо. Но, может, этим и ограничиться? Зачем раздавать деньги такому большому числу компаний?
– Если взять ту же оборонку, вы что думаете, мы так слепо, как в «12 стульях» сеятель, разбрасываем деньги? Мы тоже требуем определённых условий, требуем, чтобы они где-то поджимались, где-то сокращали неэффективные расходы. Но помогать нужно тем предприятиям, которые формируют 85 процентов ВВП страны. Если мы их поддержим, то априори у нас не будет массовой безработицы. Сколько у нас представителей малого бизнеса занимаются созданием высокотехнологичной продукции? Близко к нулю. Их нужно поддерживать. И здесь одна мера скоро будет принята. У нас по законодательству научные организации и учреждения, которые находятся на бюджетном финансировании, не могут создавать малые инновационные предприятия, внося в уставный капитал интеллектуальную собственность, полученную за счёт нас с вами, то есть налогоплательщиков. Мы хотим снять этот запрет.
– Когда будет отдача от таких проектов?
– Очень скоро. Часть учёных перейдёт в эти предприятия. Оценивать, когда и насколько в рублёвом эквиваленте у нас появится новый продукт на рынке, я не берусь. Так же, как и с нанотехнологиями. Предсказывать, когда это наноизобилие наступит, – то же самое, что рассуждать, когда ждать светлого будущего.
«АВТОМОБИЛИЗАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ МЫ ПРОМОРГАЛИ»
– А ещё кризис – хорошее время для инвестиций в инфраструктуру. Когда же дороги в России нормальные появятся?
– Федеральные дороги, за которые отвечает правительство, не в таком плохом состоянии, как республиканские, но они забиты. И легковым автотранспортом (возросший уровень автомобилизации населения мы, что уж скрывать, проморгали), и фурами, которые в том числе везут легковые автомобили. Нигде в мире на такие расстояния легковые машины не возят. Поэтому нужно развивать и портовую инфраструктуру, и железнодорожную – чтобы импортные грузы перевозились не автотранспортом. Ну и дороги надо, конечно, строить. Планируется строительство 18 тысяч километров новых федеральных дорог. Я уж не говорю о том, что в 2010 году, надеюсь, случится событие вообще исторического значения. Мы наконец закончим федеральную автотрассу Чита – Хабаровск. Впервые мы свою страну соединим одной дорогой. Я, кстати, читал исторический документ – постановление ЦК КПСС 1967 года, поручающее Советской Армии построить эту дорогу. Так вот, к 2010 году решение КПСС может быть воплощено в жизнь. А если серьёзно, то скоро мы ещё начнём взимать плату с автомобилей грузоподъёмностью свыше 3,5 тонны за проезд по федеральным дорогам. Так делают все наши партнёры в ЕС.
– Строительство дорог и проблему безработицы поможет решить...
– Да. Кстати, есть у меня ещё и такое предложение. Когда человек находится без работы, он может заниматься обустройством внутридворовых дорог, где у нас сплошные ямы. Естественно, на платной основе.
«НЕЛЬЗЯ ДЕЛИТЬ ЛЮДЕЙ НА КАТЕГОРИИ»
– Дороги забиты, авиабилеты дорогие. Но авиакеросин вроде бы начал дешеветь?
– Да, после того, как ФАС возбудила дела на миллиарды рублей в отношении крупных производителей авиакеросина. Их у нас немного, вы их знаете. И я им всегда говорил: вы, как дети лейтенанта Шмидта, поделили Россию на части, и каждый на своей территории управляет. Государство теперь будет регулировать услуги топливозаправочных комплексов.
– И полёты на Дальний Восток всё-таки станут доступнее?
– Со следующего года мы начнём помогать авиаперевозчикам, которые возят пассажиров с Дальнего Востока в Европейскую часть России. Бесплатных билетов не будет. Билет всё равно будет стоить около 10 тысяч рублей, хотя на самом деле стоит 20, просто разницу авиакомпаниям мы компенсируем.
– Всем будете компенсировать?
– Мы будем выплачивать деньги авиакомпаниям пропорционально количеству перевезённых пассажиров. Допустим, «Аэрофлот» перевёз с Дальнего Востока и обратно 100 тысяч человек, что составляет 20 процентов от всего потока. Следовательно, он получит пятую часть выделенных государством денег. По-другому нельзя, ведь если делить людей на категории – кому положен дешёвый билет, а кому нет, – все население тут же превратится в льготников.
«НЕ БУДЕТ ПРО – НЕ БУДЕТ «ИСКАНДЕРОВ» В КАЛИНИНГРАДЕ»
– У нас есть масштабные проекты в области безопасности. Те же «Искандеры» в Калининградской области. Не поставит ли кризис на них крест?
– Во-первых, «Искандер» – не такая уж дорогостоящая программа, потому что это оперативно-тактическая ракета. Если сравнивать её стоимость с проектом строительства нового поколения атомных подводных лодок, вооружённых новой межконтинентальной ракетой морского базирования «Булава», «Искандер» кратно дешевле. Во-вторых, самое дорогостоящее – ракету создать и испытать. «Искандер» мы испытали в прошлом году. Вопрос в другом – где их устанавливать. Я убеждён, что России нужны современные мобильные высокоточные оперативно-тактические ракеты с дальностью около 300 километров. Посмотрите на границы России – здесь дело далеко не в Калининграде, и далеко не из-за Калининграда мы эту ракету стали создавать. Просто когда появились планы по созданию третьего позиционного района ПРО, было чётко и ясно сказано следующее. Первое: как говорят американцы, легенду о том, что этот район создаётся против северокорейских и иранских ракет, мы купить не можем. Это чушь собачья. Второе: не будет третьего района ПРО – не будет «Искандеров» в Калининграде. Но это не значит, что их не будет вообще на вооружении Российской армии.
– То есть никакие финансовые катаклизмы наших амбициозных планов не порушат?
– Что значит «амбициозных»? Военный бюджет России раз в 30 меньше военного бюджета США. Мы ни в коем случае не собираемся ввязываться в гонку вооружений. Наши военные расходы находятся на уровне основных стран НАТО, кроме США. Я очень часто ехидно говорил своим партнёрам по альянсу, что Россия по критерию соотношения военных расходов к ВВП является идеальным членом НАТО, потому что НАТО обязывает своих членов иметь военные расходы на уровне 2,5 – 2,7 процента ВВП. Мы точно укладываемся в эту цифру.
«ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ ПАРТИИ ИЗДАЛ ДИРЕКТИВУ»
– Не так давно Украине и Грузии отказали в присоединении к плану действий по вступлению в альянс. Можно теперь вздохнуть спокойно?
– Что бы там ни говорили наши западные партнёры, НАТО остаётся военно-политическим блоком. Если так, то разве приём Грузии и Украины, как ранее и Прибалтики, усилит безопасность НАТО? Что, приём балтийских стран резко поднял их авторитет в борьбе с международным терроризмом? Что, странам Балтии кто-то угрожает? Не чувствую таких угроз. Мы предупреждали: вооружение Грузии молодыми восточноевропейскими демократиями до добра не доведёт, тбилисский режим рано или поздно пустится в авантюру. И не надо его к этому поощрять, поставляя старое, в основном советских времён, оружие, потому что вашингтонский обком партии издал директиву: «Младоевропейцы! Срочно очистите свои склады от советского или российского оружия, теперь мы будем вам поставлять оружие, а старое – вот туда». Европейцы поняли, что Грузия устроила авантюру, отсюда и их отказ в присоединении к плану. Что будет дальше, не знаю. Если Грузия не изменит своей политики и НАТО решит, что она достойна вступления в альянс, помешать этому мы не сможем. Другое дело, что Грузия будет принята в НАТО без Южной Осетии и Абхазии.
– А что с Украиной делать?
– Я бы хотел знать, когда на Украине (я филолог, и в соответствии с нормами русского языка надо говорить «на», а на мове не разумею) будет проведён референдум по поводу вступления в НАТО. Вот он всё и покажет. Представить себе Украину членом НАТО при всей моей богатой фантазии я не могу. Ведь это – автоматом визовый режим.
«ОДИН ГЕНЕРАЛ НА ТЫСЯЧУ ЧЕЛОВЕК»
– В рамках реформы армии сократят более 200 генеральских должностей. Так всё и задумывалось?
– Когда я был министром обороны, мы сократили Вооружённые силы на 200 тысяч человек. Когда я уходил с этого поста, численность ВС составляла 1 миллион 134 тысячи. И уже тогда было всё прописано, что наша цель – миллион. Эти планы не изменились. Если говорить о генералах, то стандартная мировая практика – один генерал на тысячу человек. Сейчас у нас близко к идеалу.
– Военная реформа во многом упирается в решение финансовых вопросов. А что теперь будет с жильём для военных?
– К концу 2010 года каждый военнослужащий, заключивший контракт до 1 января 1998 года, должен быть обеспечен постоянным жильём. Что бы там ни говорили, за последние годы количество офицеров из этой категории, не имеющих собственного жилья, сократилось. На сегодня таких осталось 60 тысяч человек. Это большая нагрузка на бюджет, но это решение будет выполнено. Те, кто заключил контракт после 1 января, будут обеспечены служебным жильём. И эту цель мы должны достичь к 2012 году.
«Я СЕБЯ ПРЕЕМНИКОМ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛ»
– Ещё полтора года назад вы были гораздо более публичным человеком – вас больше показывали по телевизору, называли преемником. Сейчас всё по-другому. Не обидно?
– Заметьте: я себя преемником никогда не называл. Хотя показывали, конечно, больше. Задолго до всех объявленных решений я знал, какими они будут. Ждал, когда они будут озвучены, потому что понимал, что после этого у меня будет больше возможностей заняться проблемными вопросами. Сладко-приятными темами я, кстати, и не занимался. Так что круг моих обязанностей по сравнению с прошлым годом не изменился – ВПК, транспорт, космос, граница, связь, инновации и высокие технологии.