Эксперты называют ситуацию тревожной, отмечая, что отсутствие согласованной оценки ситуации может привести к новым экономическим потерям и недофинансированию целых отраслей. Экономисты же считают, что из-за отсутствия реальных данных все оценки и прогнозы становятся безосновательными.
– Рецессия началась. Два квартала падения экономики у нас будет, – заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
По его словам, в четвёртом квартале в стране зафиксировано серьёзное падение промышленного производства и экономики в целом.
– Большой спад начался с октября и будет в ноябре – декабре, – отметил чиновник, пояснив, что пока нет данных по ноябрьскому индексу производства.
По его словам, рост ВВП по итогам 2008 года будет «ниже ожидавшихся ранее 6,8 процента» и уж тем более первых оценок Минэкономразвития – на уровне в 7,3 процента. Однако насколько именно ниже, не уточнил. Кроме того, Клепач подтвердил появившиеся предположения, что по итогам года рост промпроизводства составит всего 1,9 процента вместо прогнозировавшихся ранее 4,7 процента. Но прогнозы своего ведомства по росту ВВП и промышленности, а также инфляции в следующем году он и вовсе отказался озвучивать, сославшись на то, что «расчёты пока уточняются и в ближайшее время уточнённый прогноз будет внесён в правительство».
Между тем в субботу Минэкономразвития сообщило, что рост ВВП страны в четвёртом квартале замедлится более чем в два раза – с 6,3 процента в третьем квартале до 2,6 процента, а по итогам года составит 6 процентов. Основной спад при этом наблюдается в промышленности и строительстве.
Своими оценками в пятницу поделился и глава правительства Владимир Путин, выступая на расширенном заседании Межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. При этом он подкорректировал собственные данные, озвученные в начале этого месяца. Текущий год, по его словам, Россия завершит с ростом ВВП на уровне около 6 процентов. Тогда как 4 декабря в ходе прямой линии с народом он приводил более конкретные и более высокие показатели – около 7 процентов.
Однако, по данным Прайм-ТАСС, неофициально источники в «Белом доме» настроены куда более пессимистично. Как заявил в пятницу журналистам источник в правительстве, «исходя из мнений независимых экспертов мы не исключаем, что рост ВВП может составить 3 – 4 процента в этом году». По его словам, в первом полугодии 2009 года «мы получим определённый всплеск цен, проблемы с курсом рубля, если будет продолжаться плавная девальвация».
Напомним, что ранее ведомство Эльвиры Набиуллиной понизило прогноз роста ВВП на 2008 год с 7,3 до 6,8 – 7 процентов. На 2009 год официальный прогноз экономического роста составил 6,7 процента, на 2010 год – 6,6 процента. Впрочем эти предположения и оценки никто всерьёз не рассматривает, так как сделаны они были ещё летом и до сих пор не менялись.
По мнению экспертов, неразбериха, царящая во властных коридорах, вполне объяснима, но от этого не менее опасна. Не имея осмысленных оценок того, что происходит в экономике сейчас, невозможно делать более или менее адекватные прогнозы того, как она будет развиваться в будущем.
– Уровень неопределённости слишком высок: непонятно, что творится в мировой экономике и тем более в российской, – отмечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Продолжается негативный тренд, и нет уверенности, что в ближайшей перспективе он переломится. Отсюда и неопределённость прогнозов, когда проще приводить цифры в самом широком диапазоне – тогда точно угадаешь.
По словам Ясина, более или менее точные прогнозы можно делать тогда, когда есть устойчивая тенденция в развитии.
– Научная модель прогнозирования основывается на данных, которых сегодня нет, – говорит эксперт. – В российской экономике идёт тенденция к снижению, и она будет продолжаться несмотря на действия, которые предпринимают правительство и Центробанк. Но чем более будут успешны их попытки помочь всем, тем дольше будет продолжаться этот самый негативный процесс.
Кризису, по его словам, просто не дают исчерпаться до конца, продолжая распылять средства по всем направлениям сразу, тогда как усилия по спасению всех предприятий нужно минимизировать – они сами должны искать пути выхода – возможность перекредитования, новых источников средств и т. д.
В свою очередь главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков уверен, что разнобой с правительственными оценками и прогнозами связан с тем, что власть пока не решила, что делать с национальной валютой – то ли переходить к плавающему курсу рубля, то ли продолжать его удерживать и тратить на эти цели свои золотовалютные резервы.
– При первом варианте шансов на то, что экономика будет расти, появляется больше, – полагает аналитик. – Однако решать этот вопрос придётся. Либо в тот момент, когда выяснится, что резервы уже потрачены, или по итогам первых месяцев будущего года, если окажется, что промышленность показывает нулевые или вообще отрицательные темпы роста.
Эта неразбериха будет некритичной, если власти вообще и Центробанк в частности решатся ослабить рубль более серьёзно, а не на 1 процент в неделю, как сейчас, считает Гавриленков.
– В этом случае будет расти поступление рублёвых средств, поправится платёжный баланс, поскольку слабый рубль подрежет импорт и даст стимулы к внутреннему развитию импортозамещающих производств, – полагает эксперт.
Как отмечает Ясин, правительству необходимо сейчас решить, на что тратить силы: либо снижать влияние кризиса, что и происходит сегодня, либо из него выходить.
– Нужно наметить 3 – 5 узловых проблемных точек в экономике и переходить по ним в наступление, – считает он. – На мой взгляд, такими точками могло бы стать жилищное строительство в сегменте эконом-класса, здравоохранение, образование, научно-техническая отрасль. На эти направления необходимо обратить особое внимание и не снижать их финансирование.